Содержание работы по организации разнообразных видов деятельности по экологическому воспитанию дошкольников

(Из опыта работы)

 

В условиях введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение его нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования.

Необходимо определить содержание экологической культуры дошкольника, выбрать современные методики и технологии по организации разнообразных видов деятельность с детьми, привести в соответствие развивающую предметно-пространственную среду группы. В настоящее время сформировалась система непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста, поэтому понятие «экологическое образование» необходимо рассматривать в широком педагогическом смысле по отношению ко всей системе экологического образования и в предметно-педагогическом смысле по отношению к отдельным ее составляющим, в том числе и к экологическому образованию дошкольников.

Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах Л.В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, Т.А. Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов. На основании вышеизложенного категориально-понятийная формула экологического образования детей дошкольного возраста может быть представлена следующим образом:

Экообразование = Экообучение + Экокультура + Экоповедение.

Первой составляющей этой формулы является дефиниция экологическое обучение дошкольников. В его составляющие входит сформированность экологической культуры ребенка, готовности к активной деятельности, а также к практическим действиям, согласующимся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности. Таким образом, содержание экологического образования включает:

1) формирование представлений о взаимоотношениях и взаимодействии общества и окружающей среды, передачу нужных для этого сведений и умений (беседы «Человек и природа», «Мы природу бережем», сюжетные картинки «В лесу», «Пикник», «Прогулки в парке», экологические карточки «Грин пис», «Питьевая вода», чтение литературы);

2) построение у дошкольников системы экологических представлений с элементами научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде вовсех видах деятельности (НОД «Как спасти природу?», коллаж «Мусор – враг всего живого», экспериментирование «Природный фильтр», «Не загрязняйте воду»; выставка «Переработка мусора»; акция «Я спасу планету»);

3) развитие экологической культуры дошкольников, формирование убеждений бережного отношение к природе, настойчивого природоохранного поведения (рисование на тему «Наш до – планета Земля», НОД «Человек – царь природы», чтение художественной литературы; проектная деятельность «Экологический патруль»);

4) формирование активной позиции к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется возможность ее восстановления (проект «Очистим планету от мусора», акция «Кормушка для пичужки», мини-музей «Самарская Лука – природный заповедник»).

Второй составляющей формулы является дефиниция экологическая культура дошкольников. В настоящеевремя существуют различные подходы к его трактовке. Реализация целей экологического образования предусматривает:

1) воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, экологического словаря (термины: экологическая катастрофа, вымирающий вид, Красная книга, бережное отношение);

2) развитие навыков экологического поведения, регулирование своих действии в соответствии с природоохранным мировоззрением (термины: отходы, выбросы, экологический патруль, эколог, Грин Пис);

3) формирование у дошкольников потребности к познанию природы, законов ее взаимодействия с человеком (экскурсии, беседы, слайдовые презентации, чтение энциклопедий, дидактические игры);

4) воспитание гуманного отношения ко всему живому, высокой культуры поведения при общении с природой через понимание специфики живого организма (НОД «Все живое из воды», проект «Наши ростки», «Фруктовый сад»);

5) воспитание ценностных ориентаций личности ребенка, экологически мотивированного поведения детей вприроде (проблемно-игровые ситуации, эксперименты, исследовательская деятельность, наблюдения, слайдовые презентации «Аркадий Паровозов спасает планету»).

Третья составляющая категориально-понятийной формулы – определения экологическое поведение дошкольников. Реализация целей экологического развития предусматривает:

1) развитие потребности к изучению природы (включение в вариативную часть ООП программ по экологическому образованию);

2) организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом экологического образования (уголок природы, выставка «Наша планета»);

3) приобщение детей к разнообразным видам деятельности, способствующим развитию эстетического понимания окружающей действительности, красоты природы (ручной труд, посещение музея изобразительного искусства, экологические целевые прогулки, нетрадиционные техники творчества (квилтинг, канзаши, сухое валяние, изонить, квиллинг).

Таким образом, достижение целей экологического развития дошкольников способствует их общему развитию средствами природы, формированию экологически целесообразного взаимодействия детей с природой; становлению начал экологической культуры.

 

Литература:

1. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт /С.Н. Глазачев // Экологическое образование в России: проблемы и практика: сб. науч. ст. к25_летию науч. совета по эколог. Образованию Президиума РАО / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.

2. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; вып. 5).

3. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: ИОШ РАО, 1994.

5. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: уч. пос. для студ. Ф-тов педагогики и методики нач. образования педвузов / А.В. Миронов. – М.: Пед. общество России, 2002.

6. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н.Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. – № 3.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического образования дошкольников: уч. пос. длястуд. сред. и высш. пед. учеб. заведений /С.Н. Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста

Хрестоматия «Зайка серенький, где был?» для детей младшего возраста Аннотация: Почему зайца называют Косым? Кто такой заяц- беляк и заяц- русак? На...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста «Знакомство с творчеством А. Барто. Заучивание стихотворения «Зайка» Цель: Познакомить ребят...

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение»

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение» Воспитатель: Спиридонова Н.Н., Спиридонова Н.М., Верещагина И.Ф. Воспитанники ДОУ: Еремеев Даниил, Цымбал...

Читайте также

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Проект «Через игру в профессию»

Проект «Через игру в профессию» Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней...