Средство формирования интереса к посещению музея у детей дошкольного возраста

 

Целью современного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурообусловленному взаимодействию с окружающей средой.

Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.

Согласно исследованиям А.Вербенец, используемый в современных исследованиях термин "интерес к музею" применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

  • Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам) и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;
  • Интерес собственно к музею как некоторому познаваемому объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея);
  • Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально-эстетических впечатлений.

Знакомство детей с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире (Н.А.Ветлугина).

Использование термина "интерес к посещению музея" позволяет подчеркнуть важность именно этого ракурса - позитивный (либо негативный) первоначальный опыт посещения музея является важным фактором для проявления у детей интереса к музею и музейному предмету.

Интерес представляет собой интегрированный сплав интеллектуальных (активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач); эмоциональных (познавательные и эстетические эмоции, чувство ожидания нового, прекрасного, чувство интеллектуальной и эстетической радости, успеха); волевых (инициатива поиска, самостоятельное добывание знаний и стремление к исследовательской и эстетической деятельности, выдвижение и постановка задач на пути познания и эстетической деятельности), творческих проявлений (Г.И. Щукина).

Формирование интереса предполагает изменение основных его характеристик: изменение цели (интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам), таких показателей, как устойчивость (длительность и сохранность), широта (многосторонность), глубина, динамичность, действенность, а также содержательной стороны (направленности) (Е.В. Коротаева, Л.М. Маневцова, А.М.Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, В.А. Филиппова, Г.И. Щукина).

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность, и далее в потребность убедиться в истине (Л.М.Маневцова, П.Г.Сирбиладзе, А.И.Сорокина).

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательного и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания, стремлением к выявлению свойств осваиваемого предмета, причин, связей, проявлением догадки, осуществлением активного поиска информации, интеллектуальными эмоциями.

 

Список литературы:

  1. Барб-Галль, Ф. Как говорить с детьми об искусстве [Текст]: Первая книга об искусстве для детей / Ф. Барб-Галл. - Санкт-Петербург, 2007. – 38 с.
  2. Вербенец, А.М. Маленькие граждане в художественном музее // Маленькие граждане большого города [Текст]: Коллективная монография / А.М. Вербенец. Санкт-Петербург: Союз, 2007. - 363-382 с.
  3. Вербенец, А.М. Мы входим в мир прекрасного [Текст]: Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей»/ авт. кол. А. М. Вербенец, Б. А. Столяров и др. – Санкт-Петербург, 2008. – 176 с.
  4. Вербенец, А.М., Маршрутные листы и детские путеводители как средство развития интереса к посещению музея у старших дошкольников [Текст]: Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я» № 3 /

    А.М. Вербенец. - Санкт-Петербург, 2011. – 357 c.

  5. Вербенец, А.М., Приобщение старших дошкольников к изобразительному искусству в условиях взаимодействия ДОУ и музея педагогика искусства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/
  6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Ветлугина. - Москва: Педагогика, 1972. – 372 с.
  7. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст]: Учебное пособие / Л.С. Выготский. - Москва: Смысл, Эксмо, 2004. – 1136 с.
  8. Доронова, Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст [Текст]: Учебн. нагляд. Пособие для детей ст. дошк. Возраста / Т.Н. Доронова. - Москва: Просвещение, 2002. – 413 с.
  9. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- Москва: АРКТИ, 2003.- 96 с.
  10. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: Учебно–методическое пособие / О.Л. Князева,

    М.Д. Маханева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998. – 304 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием…

Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования Обучающие задачи: • обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий; • упражнять...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли…

Сценарий праздника для яслей с элементами кукольного театра «Звери пришли на Новый Год к ребятам» Атрибуты: ёлочка, гирлянда, ширма, игрушки бибабо...

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...