Познавательно-исследовательская деятельность как форма повышении качества экологического образования детей дошкольного возраста

 

В последние годы возрастает социальная потребность в повышении качества экологического образования дошкольников. Это связано с угрозой экологического кризиса, обусловленного нарушением равновесия между обществом и природой из-за чрезмерного воздействия человека на окружающую среду.

Экологическое образование предполагает организацию познавательной деятельности дошкольников, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности.

В современных условиях актуальна задача формирования активной, инициативной позиции воспитанников в образовательном процессе, при которой ребенок не просто усваивает предлагаемый материал, но познает мир, вступая с ним в активный диалог, сам ищет ответы и не останавливается на достигнутом. Эта задача эффективно решается при использовании в обучении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Программа по экологическому воспитанию предполагает применение системно-деятельностного подхода, обеспечивающего интеграцию с современным дошкольным экологическим образованием; она направлена на формирование и развитие личности.

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает решение следующих задач:

– формирование предпосылок, определяющих возможность включения детей в процесс научного поиска по выбранной тематике;

– организация развивающей предметно-пространственной среды и педагогических условий для учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– стимулирование поисковой мотивации старших дошкольников, создание условий для развития научного образа мышления;

– формирование у старших дошкольников установки на значимость основ экологического образования.

Процесс организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников на разных этапах включает различные формы работы и типы коммуникации:

1) организационно-подготовительный (организация предметно-пространственной среды);

2) ценностно-развивающий (организация непосредственно образовательной деятельности, экологической тропы, беседы, игровые образовательные ситуации);

3) контрольно-проектировочный (итоговые мероприятия, диагностика).

Для эффективного развития самостоятельной исследовательской деятельности старших дошкольников немаловажным условием является равноправное партнерское взаимодействие дошкольников, педагогов и родителей в их совместной работе над исследовательским проектом, когда все участники заинтересованы в достижении поставленной цели.

В работе педагога это означает:

– целенаправленный отбор содержания образовательной деятельности, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога и ребенка;

– обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

– формирование адекватной самооценки ребенка;

– формирование единого исследовательского коллектива группы;

– поддержка инициативы и самостоятельности исследовательских начинаний дошкольников;

– создание благоприятного психологического микроклимата в период совместной деятельности;

– обеспечение участия в конкурсах и исследовательских проектах.

В психолого-педагогической литературе подчеркивается огромная важность для старших дошкольников наличия общественно значимой деятельности.

Ценность познавательно-исследовательских экологических проектов заключается в том, что такие проекты являются социальными, поскольку их цель – улучшение состояния социально пригодного окружения.

С результатами исследовательских работ (например, «Польза птиц в жизни человека», «Почва и ее обитатели», «Бабочки Самарской Луки», «Мхи и лишайники» и др.) стали следующие продукты:

- мультимедийные пособия;

- коллекции, коллажи, альбомы;

- выставки продуктов детского творчества.

Познавательно-исследовательская деятельность помогает изменить отношение дошкольников к природному окружению на более эмоциональное, этичное и деятельностное, позволяет эффективнее развивать у детей коммуникативные навыки, повышает качество знаний и развивает умение применять их на практике. В результате уменьшается число дошкольников, стремящихся взаимодействовать с природой только как с объектом красоты и пользы и возрастает число детей, желающих познавать природу и действовать с целью улучшения состояния природного окружения.

Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности способствует:

– выявлению одаренных детей и развитию их творческих способностей;

– включению воспитанников в процесс самообразования и саморазвития;

– расширению кругозора детей в области достижений экологии;

– приобретению экологических знаний и умений;

– совершенствованию образовательного процесса и социальной адаптации.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...

Читайте также

Рождественские колядки. Для детей старшего дошкольного возраста

Рождественские колядки Для детей старшего дошкольного возраста Цель: приобщать детей к традициям праздников русского народа. Задачи: Познакомить с традициями праздника Рождество и Святки. Дать представление...

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»   Цель: Закреплять знания о жизни диких животных – зайца, медведя, белки. Закреплять знания...

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...