Познавательно-исследовательская деятельность как форма повышении качества экологического образования детей дошкольного возраста
В последние годы возрастает социальная потребность в повышении качества экологического образования дошкольников. Это связано с угрозой экологического кризиса, обусловленного нарушением равновесия между обществом и природой из-за чрезмерного воздействия человека на окружающую среду.
Экологическое образование предполагает организацию познавательной деятельности дошкольников, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности.
В современных условиях актуальна задача формирования активной, инициативной позиции воспитанников в образовательном процессе, при которой ребенок не просто усваивает предлагаемый материал, но познает мир, вступая с ним в активный диалог, сам ищет ответы и не останавливается на достигнутом. Эта задача эффективно решается при использовании в обучении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Программа по экологическому воспитанию предполагает применение системно-деятельностного подхода, обеспечивающего интеграцию с современным дошкольным экологическим образованием; она направлена на формирование и развитие личности.
Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает решение следующих задач:
– формирование предпосылок, определяющих возможность включения детей в процесс научного поиска по выбранной тематике;
– организация развивающей предметно-пространственной среды и педагогических условий для учебно-исследовательской деятельности учащихся;
– стимулирование поисковой мотивации старших дошкольников, создание условий для развития научного образа мышления;
– формирование у старших дошкольников установки на значимость основ экологического образования.
Процесс организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников на разных этапах включает различные формы работы и типы коммуникации:
1) организационно-подготовительный (организация предметно-пространственной среды);
2) ценностно-развивающий (организация непосредственно образовательной деятельности, экологической тропы, беседы, игровые образовательные ситуации);
3) контрольно-проектировочный (итоговые мероприятия, диагностика).
Для эффективного развития самостоятельной исследовательской деятельности старших дошкольников немаловажным условием является равноправное партнерское взаимодействие дошкольников, педагогов и родителей в их совместной работе над исследовательским проектом, когда все участники заинтересованы в достижении поставленной цели.
В работе педагога это означает:
– целенаправленный отбор содержания образовательной деятельности, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога и ребенка;
– обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;
– формирование адекватной самооценки ребенка;
– формирование единого исследовательского коллектива группы;
– поддержка инициативы и самостоятельности исследовательских начинаний дошкольников;
– создание благоприятного психологического микроклимата в период совместной деятельности;
– обеспечение участия в конкурсах и исследовательских проектах.
В психолого-педагогической литературе подчеркивается огромная важность для старших дошкольников наличия общественно значимой деятельности.
Ценность познавательно-исследовательских экологических проектов заключается в том, что такие проекты являются социальными, поскольку их цель – улучшение состояния социально пригодного окружения.
С результатами исследовательских работ (например, «Польза птиц в жизни человека», «Почва и ее обитатели», «Бабочки Самарской Луки», «Мхи и лишайники» и др.) стали следующие продукты:
- мультимедийные пособия;
- коллекции, коллажи, альбомы;
- выставки продуктов детского творчества.
Познавательно-исследовательская деятельность помогает изменить отношение дошкольников к природному окружению на более эмоциональное, этичное и деятельностное, позволяет эффективнее развивать у детей коммуникативные навыки, повышает качество знаний и развивает умение применять их на практике. В результате уменьшается число дошкольников, стремящихся взаимодействовать с природой только как с объектом красоты и пользы и возрастает число детей, желающих познавать природу и действовать с целью улучшения состояния природного окружения.
Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности способствует:
– выявлению одаренных детей и развитию их творческих способностей;
– включению воспитанников в процесс самообразования и саморазвития;
– расширению кругозора детей в области достижений экологии;
– приобретению экологических знаний и умений;
– совершенствованию образовательного процесса и социальной адаптации.
Читайте также |
---|
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…
Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...
Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»
Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...