Ознакомление с народной куклой как средство нравственно – эстетического воспитания дошкольников

 

Современный ребенок находится под постоянным воздействием различных форм культуры, как эстетически организованных, так и стихийно «принудительных» форм предметного окружения. Воздействие различных видов искусства на ребенка может иметь не только положительный, но и негативный эффект, влиять на развитие хорошего, так и дурного вкуса и отношения к действительности.

Процесс гуманизации дошкольного образования позволяет сегодня рассматривать искусство как эффективную форму передачи и присвоения художественного наследия и эстетического опыта. В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвященных разработке проблемы нравственно – эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, В.С. Харламов и др.).

Одно из главных мест в воспитании и развитии личности средствами искусства принадлежит произведениям народного декоративно – прикладного искусства. Теоретическое обоснование места и роли произведений народного декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка и его влиянии на нравственное воспитание представлено в трудах Т.С. Комароваой. Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Т.Н. Дороновой и др.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими влияниями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Прививая детям чувство прекрасного, когда они приобретают первые нравственные представления, педагог нацеливает их иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. В ходе формирования нравственно – эстетического отношения к миру ребенок приобретает первоначальный опыт, помогающий ориентироваться в художественных произведениях; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прерасного.4

Нравственно – эстетическое развитие личности – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Нравственно – эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой прекрасного.

Нравственно – эстетическое воспитание может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

- Индивидуальный подход к детям, основанный на выявлении их различий и определений оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

- «Всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством;

- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирования у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности;

- Взаимосвязь обучений и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Нравственно – эстетическое воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и поведении.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС

Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС Цель: «Лучшая модель предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» Задачи: - удовлетворения потребностей...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Читайте также

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию…

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Удивительный песок» Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок)...

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик Доклад инструктора ФЗК Колгановой О.В. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна - является...

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...