«Организация мини – музея в ДОУ в условиях взаимодействия детского сада и родителей»

 

Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения,

педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Она зародилась в начале XX века и взяла на себя роль посредника в общении человека с искусством, а также работу с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 1960-е годы.

В нашей стране о необходимости ее разработки заговорили начале 70-х годов прошлого века. В условиях развития инновационной деятельности в образовании музейная педагогика сегодня достаточно востребована, так как позволяет создавать такую предметно - развивающую среду, через которую можно осуществлять нравственное, духовное, этнокультурное воспитание, в том числе и в условиях детского сада.

Но в условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. [2] Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Поэтому возникла необходимость создания мини – музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Цель данной работы: через «погружение» в мир культуры формировать историческое сознание, пробудить генетическую память, через восприятие предмета изучить историко-культурные традиции народов, вызвать интерес родителей к посещению городских и областных музеев.

На первом этапе нашей работы (аналитико-теоретическом) был изучен российский и зарубежный опыт по данной теме. Русские философы, педагоги (П. А. Флоренский, Ф. Шмит, А. В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, духовной функциям музея. Заслуживает внимания система взаимодействия музейных работников с образовательными учреждениями в Германии, американская модель интегративного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней. Для европейской модели характерен тип детского музея, возникающего в рамках традиционного. [2] Авторская модель характерна для детских музеев России. В настоящее время вопросами музейной педагогики в нашей стране также занимаются научные центры дошкольного образования.

На втором этапе педагоги вместе с родителями занимались собирательством экспонатов, изучением их истории оформлением экспозиций. Причем родители выполняли роль экскурсоводов. Были разработаны следующие экспозиции.

Мини-музей «Секреты бабушкиного сундука», где были представлены исторические семейные реликвии. Через один предмет родители рассказали историю целого рода: иконы 18 века, старый патефон с пластинками Лемешева, Руслановой, самовар, с которым связаны семейные легенды, старинные книги и др.

По инициативе родителей стали собирать не совсем обычную коллекцию старинных ёлочных игрушек. Ведь это замечательная возможность для взрослых вернуться в чудесные времена детства.

Результатом организации мини-музея «Куклы народов мира» стала экспозиция этнических кукол: кукла - скрутка, мотанка, лоскутная, обрядовая, кукла - утешница, кукла - санница. В связи с тем, что коллектив педагогов и родителей интернациональный, то многие представили кукол в национальных одеждах.

Когда организовали мини-музей плюшевых мишек под названием

« Плюшевый мишка – игрушка на все времена», для родителей и педагогов было открытием, что в мире существует столько разновидностей мишек. Это и американский Teddy Beer, и харизматичный Fuzzi Moon, и трогательный серый мишка с синим носиком Me to you, и озорной Вини – пух, и косолапые русские мишки, олимпийский мишка. Узнали, что существуют целые музеи мишек, более 20 по всему миру, ведь плюшевый мишка стал поистине культовым персонажем.

Маркиз Жан – Шарль де Кастельбажак сказал: « Раньше людей защищал щит, сегодня игрушечный медведь. Вы едва ли сможете вести себя агрессивно с человеком, в руках которого плюшевый мишка».

Так в чем же секрет маленького плюшевого мишки? И почему в

независимости от возраста, когда в руках человека эта мягкая игрушка, на лице появляется улыбка?

Вот уже более века психологи безуспешно пытаются объяснить феномен этой универсальной игрушки. Может потому, что для взрослого человека плюшевый мишка является символом детства. Уже почти 110 лет успех этой невероятно популярной игрушки никто не может превзойти. С ним мы выросли, передавали своим детям по наследству, они были участниками нашей повседневной жизни. Мы любим их всю жизнь, потому что у того незатейливого плюшевого мишки была душа, и он был и остается не только для детей, но и для взрослых островком любви и защиты. Вот и весь секрет! [3]

Особенность музеев кукол и мишек в том, что экспонаты музея могут использоваться детьми как в игровой деятельности, так и для проведения различных занятий, развлечений, досугов. Параллельно с организацией мини-музеев, приглашались любители частных коллекций со своими авторскими выставками, художники - теддисты, любители создания авторских кукол.

В мини-музее также можно разместить картинную галерею. Нами оформлена выставка картин американского художника Дональда Золана, которого можно назвать самым добрым, позитивным и чувственным, современным живописцем. Ведь такие картины, которые выходят из-под его кисти, способен творить очень чуткий человек с большим и любящим сердцем.

На сегодняшний день современный музей является своеобразным символом культуры, который имеет свои точки зрения, позиции, мнения. Перед нами музей предстает многочисленными гранями: в виде «сокровищницы», творческой «лаборатории», «собора лиц», «машины времени», «хранилища», «живого организма». [1]

В результате проведённой работы нами было создано 5 видов мини-музеев; не менее 82% родителей посетили выставки мини-музея, 45% приняло участие в создании мини-музеев. Также это позволило нам улучшить субъект-субъектный характер отношений в системе «родители-ребёнок- педагоги».

Практика взаимодействия образовательного учреждения и семьи по организации мини – музеев показывает, что это достаточно эффективная работа, потому что позволяет легко, доступно, адресно вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность. Ведь каждый мини – музей – это результат активного общения, совместной работы воспитателя, ребенка и семьи.

 

Список литературы:

1. Карачинская Т.Н., Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Мини-музей в ДОУ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //nsportal.ru/detskii-sad/mini-muzei-v-dou/

4. Рыжова Н., Логинова Л., Мини-музеи в детском аду М.: Линка-Пресс, 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»

Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»

Читайте также

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет…

Технологическая карта интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Озорные цифры»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...