Выступление

«Формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов средствами музыкального искусства»

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. И прежде всего надо развивать у ребенка музыкальность.

Первый признак музыкальностиспособность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями. Например ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальностиспособность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.).

Третий признак музыкальностипроявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки — это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. На своих занятиях мы с детьми проговариваю пословицы, инсценируем песни, потешки, попевки. Русскую народную музыку и сказки используем на праздниках, развлечениях. Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, трещат ложки, развлекают разудалые скоморохи, и замечаю, как дети эмоционально раскрываются и активно включаются в игровые ситуации.

Таким образом, народное искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.

Основными составляющими нашей деятельности являются музыкально-эстетические занятия, включающие театрализацию как средство для раскрепощения и эмоционального развития детей. Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классике. На занятиях я наблюдаю, что многие дети совершенно незнакомы с классической музыкой. Для большинства детей эталоном музыкального искусства являются популярные эстрадные песни и их исполнители. Но я стараюсь придерживаться классического репертуара, и надеюсь, что мне удастся привить детям хотя бы минимальный интерес к классической музыке. Отрадно видеть, когда малыш может похвастаться родителям, что он знает композиторов и названия музыкальных произведений, различает звучание инструментов симфонического оркестра.

Немаловажное значение в нашем дошкольном учреждении имеет театрализованная деятельность. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Коллектив нашего детского сада на протяжении нескольких лет углубленно занимается развитием театрально-игровой деятельности, постановкой детских сказок. Прежде всего мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: вместе с воспитателями изготовили теневые и пальчиковые театры, сделали ширму с занавесом для смены декорации во время спектакля, костюмерную и гримерную. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

Дети уже не первый год показывают разные спектакли, сказки. Это «Гадкий утенок», «Золушка», «Аленький цветочек» и другие. Трудно поверить, что в спектаклях заняты не профессиональные актеры. С какой душой, с какой отдачей каждый ребенок стремиться донести до зрителей образ своего героя. И не только музыкальное оформление спектакля и декорации завораживают зрителей, но и каждый жест, интонация голоса, движение маленьких актеров находят отклик в душах взрослых. Детям очень нравиться выступать, показываться в костюмах, представлять себя сказочными героями. Все это дает им ощущение радости и чувство удовлетворения от сделанного. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребенок переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье, со сверстниками. Дети более внимательно слушают и лучше воспринимают любой материал, энергичнее работают, а главное, получают от своего успеха истинное наслаждение.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов в сказке «Гадкий утенок», маленьких птенчиков – в сказке «Аленький цветочек»).

В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развиваем их игровые навыки. Дети этого возраста предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя.

Ребята старшего дошкольного возраста уже более свободно ведут себя на сцене и активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. На утренниках мы обыгрываем сказки, где главные действующие лица — звери. Роль зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц.

Текст пьес, сценарии, сказки выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей, в соответствии с данным возрастом. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть, поведения персонажей.

Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваем с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решили на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли.

Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей» с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в театрализованной деятельности.

Проводим консультации для родителей на темы «театрализация в детском саду», «Значение музыкального искусства в развитии эмоциональной отзывчивости», «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» и т.д.

В заключении хочется сказать, что Театр — универсален, он включает в себя почти все виды искусства и эстетической деятельности человека. Создание театра в нашем детском саду способно привести к удивительным, на наш взгляд, результатам. Дети, имеющие разные способности и наклонности, обязательно найдут свое место в жизни, а вслед за этим почувствуют и свою ответственность за создаваемые поступки. Чувство ответственности приведет ребенка к определенным важным для жизни качествам: трудолюбие, чувство партнерства, любознательность. Общий процесс творчества будет способствовать сближению детей, осознанию ими того, что вместе можно сделать больше и интереснее.


 

Список использованной литературы:

1. Фролова Н.В. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: Учебное пособие.

2. «Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокина, П.Г. Миланович.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый»

Праздник для детей подготовительной группы «Край родной навек любимый» (Посвящается 85-летию Алтайского края) Задачи: - Приобщать детей дошкольного возраста к истории и...

Читайте также

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»

Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...