Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных игр и упражнений

 

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве, так как все предметы существуют в пространственных отношениях между собой. Поэтому познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей действительности, условием успешной познавательной и исследовательской деятельности.

Данной проблеме большое внимание уделяли многие педагоги и психологи. В работах Ж. Пиаже, Е.И. Тихеевой, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной и др. были раскрыты закономерности совершенствования пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Введение ИКТ в систему дидактики является действенным средством обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности. На протяжении всего дошкольного возраста этим видом является игра как наиболее значимая деятельность, обладающая уникальными развивающими возможностями. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту.

В нашем детском саду нами изучались возможности формирования пространственных представлений у дошкольников через использование компьютерных игровых технологий.

Компьютерные игры были специально подобраны, а некоторые и разработаны для воспитанников ДОУ и проводились с детьми в непосредственно образовательной деятельности. Занятия включали в себя три этапа. На первом этапе шло погружение ребенка в сюжет занятия через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогали справиться с поставленной задачей. В занятие включались комплексы зрительной и пальчиковой гимнастики для подготовки организма ребенка к работе. На втором этапе работы дети овладевали способом управления программой и с помощью воспитателя осваивали игру. Как способ «погружения» ребенка в игровой процесс использовалась карточка-схема с алгоритмом управления компьютерной программой. На первых тапах дети знакомились с символами, проговаривали и отрабатывали способы управления игрой с педагогом, в дальнейшем дети самостоятельно «прочитывали» схематический рисунок. На третьем этапе также использовались комплексы гимнастики для снятия зрительного, мышечного и нервного напряжения.

Мониторинговые исследования показали, что созданная нами система использования ИКТ в образовательном пространстве ДОУ позволила повысить уровень развития пространственных отношений, помогла детям усвоить и закрепить полученные знания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: Готовить детей к решению несложных математических задач. Закрепить знания...

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

Читайте также

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы…

Конспект игры - путешествия по ПДД для детей подготовительной группы «Как Емеля изучал дорожную науку» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации...

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства»

Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства» Цель: Познакомить детей с государственным праздником «День народного единства», формировать понятие о России, как...