Профессиональный стандарт педагога - в проектировании образовательного процесса воспитателя ДОУ

 

Аннотация. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя ДОУ являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, но и способность в проектировании образовательного процесса, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности.

Ключевые слова: воспитатель ДОУ, дети дошкольного возраста, профессиональная компетентность, проектирование образовательного процесса, профессиональный стандарт.

Введение. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника [2]. В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.

Формирование профессиональной компетенции педагогов можно представить как сложный процесс, в котором различные умения и навыки формируются на различных стадиях [5].

Л.М.Митина включает в понятие «педагогическая компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности [4].

В.Н. Введенский пишет, что профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

Нам представляется наиболее обоснованным определение понятия «профессиональная компетентность», предложенное Т.Г. Браже. Он обозначает, что «профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)» [2].

В. И. Андреев предлагает включить в профессионально-педагогическую компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения; методов педагогического исследования [3].

В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связаны с профессиональной компетентностью воспитателя ДОУ.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества [4].

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Таким образом, возникают противоречия: между потребностью общества в воспитателях дошкольных учреждений с высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности и осознанием воспитателем необходимости и значимости своей профессионально-педагогической компетентности и недостаточным опытом и уровнем его теоретических и практических навыков в проектировании образовательного процесса в условиях введения нового профессионального стандарта [7].

Цель работы заключается в разработке теоретических предпосылок, реализации технологии и педагогических условий, обеспечивающих развитие профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях введения нового профессионального стандарта.

Объект исследования – процесс формирования профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в проектировании образовательного процесса в условиях введения нового профессионального стандарта.

Предмет исследования – критерии (уровни) навыков  в проектировании образовательного процесса в условиях введения нового профессионального стандарта воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Реализация поставленной цели потребовали решения следующих задач:

1) проанализировать современное состояние проблемы в научно-методической литературе;

2) разработать и экспериментально проверить показатели развития проектирования образовательного процесса в условиях введения нового профессионального стандарта воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Методы исследования. Решение поставленных задач достигали применением таких методов исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; социологический метод научно-педагогических исследований; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; анкетирование; метод математической статистики.

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. На системном уровне одним из показателей качества дошкольного образования является качество деятельности дошкольного учреждения.

Качество деятельности дошкольного учреждения обуславливает необходимость повышения роли и значения показателей качества дошкольного образования.

Даниил Борисович Эльконин выделил специфику дошкольного образования – обучение дошкольника является, по сути, процессом «усвоения» им содержания в разнообразных видах деятельности. у дошкольников развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.

Результаты исследования и их обсуждение. Для констатации фактов использовались разнообразные методы: изучение научно-методической литературы, опрос, анкетирование, которые позволили определить связи между педагогическим воздействием и результатами исследования.

В целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на этапе экспериментального исследования решались следующая задача: определить результаты анкетирования «Готовность к введению ФГОС ДО». Для оценки результатов деятельности 32 воспитателя, имеющих квалификационную категорию: высшая – 12; первая – 10; соответствие занимаемой должности – 10, дошкольных образовательных учреждений г. Воронежа.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь воспитателю в решении новых стоящих перед ним проблем. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?

Из 32 опрошенных респондентов – 22% считают, что положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ, 26% – частично, 52% – никаких изменений не произойдет.

На актуальный вопрос: оцените собственный навык проектирования рабочих программ по направлениям развития в соответствии с требованиями ФГОС. 45% – опрошенных ответили, полностью, 47% – частично, 8% – не умею.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность обучать всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС? Полностью – 13%, частично – 67%, не испытываю –20 % респондентов.

В соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. детей с ограниченными возможностями здоровья).

Выводы. Системный подход предполагает построение образовательного процесса по принципам обратной связи, для чего необходимо создание системы:

1) совершенствование материально-технической базы, для повышения качества педагогического процесса;

2) формирование и развитие педагогической компетентности административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

3) постоянная методическая поддержка в проектировании рабочих программ по направлениям развития в соответствии с требованиями ФГОС, учитывая многообразие интересов и возможностей воспитанников.

 

Литература:

1. Белкина В.Н. Теория и практика развития профессиональной педагогической рефлексии./ В.Н. Белкина, А.В.Карпов, И.И. Ревякина - Ярославль, 2006. 63с.

2. Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. - № 2. с. 72-79

3. Емельянова, Е. Тренинг профессионального роста: развитие ключевых компетентностей у сотрудников ОУ в системе непрерывного образования/ Е. Емельянова// Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». – 2010. - №22. – Книга в газете.

4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.

5. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности [Текст]: дис. …канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: [б. и.], 2009. – 176 с.

6. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб, «Речь», 2006

7. Тюттерин Д. 5 вещей из нашего детства/Д. Тюттерин // Дошкольное образование. - Москва: Первое сентября, 2014, N 12.-С.12-13.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду Проведение пальчиковых игр Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем...

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...

Сценарий развлечения с использованием игровой анимации для родителей и детей…

Сценарий развлечения с использованием игровой анимации для родителей и детей «К нам приехал Цирк» Старший дошкольный возраст Цель: Формирование представлений о профессиях...

Читайте также

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в…

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...