Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей в дошкольных образовательных учреждениях

 

В последние годы в современной системе образования возрос интерес к развитию креативности детей школьного и дошкольного возраста. Актуальность этого вопроса связана с динамикой современного мира, с изменениями в образовательной парадигме, в связи с которыми повысились требования и к качествам личности.

Существует множество определений термина «креативность». Наиболее полное и удачное, на наш взгляд, отражено в психологическом словаре: креативность (от лат. creative – творческий) – способность личности генерировать нестандартные идеи, быстро находить выход их проблемных ситуаций, не копируя при этом традиционные схемы мышления. Таким образом, для развития креативности необходимо активизировать творческий потенциал ребенка, развивать его способности, создавать необходимые условия.

В практике дошкольных образовательных учреждениях в последнее время наметилась определенная тенденция усиления внимания со стороны педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и педагогов дошкольных учреждений - совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ним, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. Одним из эффективных способов активизации этого потенциала является развитие воображения детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность, так как нельзя нарисовать или вылепить что-либо, не представив, что именно хочешь изобразить. Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Любой вид продуктивной творческой работы ребенка целесообразно обогащать и поддерживать, иногда даже необходимо отойти от стандартов и примитивизма, не исключая, конечно же, при этом основ изобразительной грамоты. Тем более, что дети дошкольного возраста очень часто самостоятельно экспериментируют с художественными материалами и инструментами в процессе освоения способов создания того или иного образа.

Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дошкольных учреждений дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы. Так, например, на занятиях по изобразительной деятельности помимо обычных гуаши, акварели карандашей, мы используем восковые мелки, сангину, художественный уголь. Для создания различных фактурных эффектов используется крупа (манка), мыльная пена, поролон, пенопласт, смятая бумага и т.д. Необычной может быть и основа, на которой выполняется рисунок: наждачная, мокрая или мятая бумага, ткань, оргстекло.

Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду ведет за собой расширение представлений у детей дошкольного возраста о художественной выразительности рисунка, развитие изобразительных умений и навыков и т.д. Однако те или иные задачи могут быть реализованы в том случае, если четко определяется место и значение той или иной нетрадиционной техники в каждой конкретной теме. Рассмотрим подробнее использование таких техник на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Рисование печаткой из пергаментной бумаги. Данная техника используется для декоративного рисования, украшения рисунков, создания отпечатков необычных форм. Педагог помогает ребенку свернуть пергаментную формочку в плотный «воланчик». Получается своеобразная печатка. Ребенок набирает на ее волнистый край немного краски и делает отпечатки на рисунке. Теперь нужно придумать и дорисовать получившуюся отпечаток.

Рисование печаткой из ребристого картона. Кусочки толстого картона прямоугольной формы, на ребре которого виден волнистый рисунок. Гуашь наливается в пластиковую палитру тонким слоем. Ребенок набирает немного краски на печатку и оставляет отпечатки на бумаге.

Рисование печаткой из картона. Печатки из картона самой необычной формы можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно взять любой плотный картон, и, нарезав его на прямоугольники, согнуть петлями или скрутить спиралью, закрепив в таком положении, набрать краску и сделать отпечаток.

Для веселых творческих занятий, развивающих фантазию и воображение, используется рисование окрашенной нитью. Гуашь наливается в палитру. Ребенок, крепко держа нитку левой рукой, опускает ее в краску до уровня пальцев. Кисточкой в правой руке он помогает нитке пропитаться краской. Затем прижимает кисточкой нитку у пальцев и протягивает ее сквозь щетину. Окрашенная нить хаотично выкладывается на половине сложенного листа и прижимается второй половиной. Лист аккуратно открывается, нить удаляется. Таким образом, получается довольно интересный рисунок. Возможным представляется оставить несколько отпечатков разного цвета, для этого необходимо каждый раз брать новую нить.

Таким образом, примеров применения нетрадиционных техник рисования очень много, нами описаны лишь наиболее распространенные и доступные каждому педагогу. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и увлекают детей, раскрывают креативный потенциал ребенка, позволяют ему самостоятельно экспериментировать, ярко мыслить, чувствовать краски, их характер и настроение.

 

Литература:

1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование. //Дошкольная педагогика. 2011. №7 с.39

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

3. Дружинин В.Н. Общие способности. М., 1995.

4. Дворецкая О. Мозаика креативности. // Обруч. 2009.№4 с.10.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Авторская программа «Цветные ладошки». М., 2007.

6. Маслоу А. Мотивация и личность М., 1999.

7. Краткий психологический словарь/ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Читайте также

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...