Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Современный этап развития общества предъявляет особые требования к содержанию дошкольного образования. Организация учебно-воспитательного процесса должна способствовать решению проблем воспитания социально активной и творческой личности, особенно если речь идет о дошкольниках с особыми образовательными потребностями. Усиление внимания к воспитанию дошкольников ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.

По мнению Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [2], в настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонгогенеза, поэтому необходимо переосмысление сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эмоциональной сферы детей с ОНР III уровня, позволил нам выяснить, что развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. Освоение детьми словаря эмоциональной лексики осуществляется в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии.

Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 26 компенсирующего вида» города Орла. В исследовании принимали участие 8 детей старшей логопедической группы с диагнозом ОНР III уровня.

На первом этапе исследования было организовано анкетирование педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Анкетирование педагогов позволило выяснить, что эмоциональное развитие ребенка происходит постепен­но, в общении с окружающими людьми и в процессе раз­личных видов деятельности, прежде всего, игры.

Мы выяснили, что эмоциональную жизнь старшего дошкольника с ОНР формиру­ют взаимоотношения с воспитателем, отно­шения в семье с родителями, отноше­ния с детьми и положение в коллективе.

Было отмечено, что работу по развитию эмоциональной сферы детей организует психолог, а педагоги никакой специальной работы не проводят. В тоже время, психолог работает по рекомендациям ПМПК только с частью детей, остальные дети занятия психолога не посещают.

Поэтому нам было важно подобрать такую диагностическую методику, которая, с одной стороны, давала представление педагогу об особенностях развития эмоциональной сферы детей с ОНР, а с другой стороны, не отнимала бы у воспитателя (логопеда) много времени. Такая методика позволит в короткий срок получить конкретные результаты и, в случае необходимости, педагог сможет своевременно обратиться за консультацией и необходимой помощью к психологу.

При организации исследования мы опирались на работу В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры».

Весь диагностический материал был объединен в пять блоков, направленных на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции, изучение выразительности речи, изучение восприятия детьми графического изображения эмоций, изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния.

Проведенное исследование позволило констатировать, что лишь 25 % детей имеют достаточный уровень развития эмоциональной сферы (два ребенка из восьми), 25 % детей находятся на среднем уровне и у 50 % детей отмечен низкий уровень. Отметим, что для детей с ОНР III уровня характерен низкий общий уровень успешности кодирования эмоциональных состояний. Наиболее успешно детьми данной группы кодируется печаль. Данный факт может быть объяснен тем, печаль является самой часто «употребимой» эмоцией, хорошо знакомой детям. При этом девочки успешнее демонстрируют печаль, чем мальчики. Мальчики, в свою очередь, кодируют страх успешнее девочек. Мальчики так же лучше кодируют удивление по сравнению с девочками. Необходимо отметить, что в целом для детей с ОНР данной группы характерно отсутствие сформированных эталонов эмоциональных состояний.

Второе задание, направленное на изучение выразительности речи показало, что речь детей интонационно маловыразительна особенно в выражении таких эмоциональных состояний как удивление, испуг. С выражением прозвучали фразы, произнесённые грустно, сердито, весело, но чаще это выражалось в интонациях, а не мимике.

Обследование показало, что лучше всего дети могут выразить мимику весёлого и сердитого человека (75 % детей). В то же время, эмоциональное состояние печального, испуганного и удивлённого человека 75 % детей затрудняются продемонстрировать мимическими средствами.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций показало, что дети почти не ошибались в восприятии изображения радости и грусти. Наибольшее количество ошибок допущено в восприятии страха, гнева и удивления.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния показало, что дети в основном адекватно подбирали ситуацию, соответствующую заданному эмоциональному состоянию, за исключением таких эмоций как удивление, стыд. А вот в выражении эмоций словами многие испытывали затруднения: только один ребенок назвал удовольствие; стыд, страх, удивление и интерес – только трое детей, наибольшее количество правильных ответов (семь из восьми детей) отмечено при обозначении таких эмоций как грусть, радость.

Проведенное нами исследование показало, что у дошкольников имеются недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания высказывания, признаки гипомимики, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний, в установлении синонимических и антонимических отношений наблюдались своеобразные ошибки; происходили лексические замены: замена названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними («улыбочная» - веселая); замена названия признаков словосочетанием или предложением («он боится» - испуганный; «она веселится» - веселая); замена на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний («злой», «испуганный» - грустный; «испуганный» - злой; «удивленный» - испуганный); замена слов, называющих чувства, словами – оценками, и наоборот («добрая», «ласковая», «нежная», «красивая» - веселая; «веселый» - добрый).

После проведённой диагностики выяснилось, что дети в целом различают эмоции, изображённые графически, но часто не умеют выразить их мимикой, пантомимикой и интонацией. Дети правильно подбирают ситуацию, в которой они испытывали какую-то эмоцию, но затрудняются в словесном обозначении знакомых эмоций.

 

Литература:

1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.­- М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. 

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Читайте также

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний…

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний сюрприз» Участники: дети, ведущие, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: светящиеся палочки-звёзды (по количеству детей)...

«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги...