Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Одарённый ребенок

Одарённый ребенок Одаренный человек – это сокровище для общества. По этой причине работа вместе с талантливыми детьми считается существенным, а понятие...

Читайте также

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду»

Проект по ранней профориентации дошкольников «Кто работает в детском саду» Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 месяца). Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой. Участники проекта (взрослые, дети): воспитатель, родители...

Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»

Интерактивная игра «Путешествие в страну Здоровья»