«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

«Ребёнок не лотерейный билет,

на который должен пасть выигрыш в виде портрета

в зале магистратуры или бюста в фойе театра.

В каждом есть своя искра, которая может

зажигать костры счастья и истины,

и в каком-нибудь десятом поколении» быть может,

заполыхает он пожаром гения и спалит свой род,

одарив человечество светом нового солнца»

Януш Корчак

 

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей.

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности» гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям» творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Среди проблем, стоящим перед дошкольными учреждениями на современном этапе, центральной является проблема повышения качества дошкольного образования. Качество образования трактуется сегодня весьма произвольно. В программных документах Министерства образования РФ (Закон «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» и других) утверждается право ребёнка на самореализацию и творческий поиск.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире. «Воображение - основа активного участия ребёнка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т.д. Достаточно развитое воображение позволяет ребёнку преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения у детей складываются впервые проявления творческого отношения к действительности». Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать названы стержнем личности, образующим особую систему, выражающую своеобразие, неповторимость растущего человека.

Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри­ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, и педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

На протяжении всей своей деятельности учреждение работает в режиме развития. За истекший период педагогический коллектив осуществлял поиск инновационных процессов, моделей деятельности ДОУ, педагогических инновационных технологий. Инновационные процессы на современном этапе развития общества в первую очередь затрагивают систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творческих способностей уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности, включая ручной труд, макетирование, изобразительную, театральную, музыкальную деятельности, развитие речи, математику, чему уделяется большое внимание в парциальных программах воспитания в детском саду. Таких, как «Программа эстетического воспитания дошкольников» Т.С. Комаровой, «Радость творчества» О.А. Соломенниковой, «Семицветик» В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, «Театр - Творчество - Дети» Н.Ф. Сорокиной, «Сказкотерапия в работе с дошкольниками» Молодняковой А.В., «Развивающая сказкотерапия для дошкольников» Капской А.Ю. В ДОУ широко используются технологии: исследовательского обучения С. Кейплан, Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов», ТРИЗ, Г.С. Альтшуллера, моделирования JI.A. Венгера и т.д.

На протяжении трех лет наше учреждение работает по теме: «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности». Одной из важнейших задач является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Художественно-творческие способности, умения и навыки детей педагоги ДОУ начинают развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, поскольку занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Где как не на занятиях по конструированию, лепке, аппликации и рисованию дошкольники занимаются творчеством, фантазируют, делают поделки своими руками. Занятия с детьми строятся по принципу «от простого к сложному».

В работе с детьми по ручному труду, конструированию из бумаги педагоги используют пособия Т.Н. Давыдовой «Бумагапластика», Н.Г. Пищиковой «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».

Работа с бумагой по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой (обычной бумажной салфеткой) выполняются с детьми первой младшей группы. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность работы - всё это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогают сминать комочки из красивых, ярких салфеток. Так и рождаются картины. Одной из интересных композиций стала картина «Золотая осень», затем «Зима в лесу», «Мимоза». В работе «Зима в лесу» дети делали снежинки из салфеток, а деревья, елки из самоклеящей бумаги.

Дети знакомятся с техниками бумагокручения и бумагопластики. В процессе работы дети, используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, изготавливают сюжетные и декоративные композиции, учатся творить. Работа с бумагой способствует развитию образного мышления детей, развивает эстетический вкус и художественно-творческие способности дошкольников т.е. умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, использовать разные способы работы с бумагой для решения замысла. Одним из интересных способов работы с бумагой - является сминание бумаги между ладонями, «кулачком», «лодочкой», ладонью на столе. Так крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе. Ствол дерева необходимо изготавливать не скручиванием, а способом продольного сминания, туловище снеговика - тремя салфетками разного размера, сминанием в кулачке. Тучки, облака, землю - «лодочкой». Еще интересный способ работы с бумагой - способ скручивания салфетки, бумаги. Он напоминает прядение: бумага находится в одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно её вытаскивают и скручивают. На занятиях, в кружковой работе, в совместной деятельности с детьми педагоги используют игровые ситуации. Например, в пасмурные дни можно сделать на стену солнышко, чтобы стало весело, и наоборот, если не было долго дождя, то тучку с дождем, для рыбок в аквариуме - камешки, клоуну - мячики, котёнку - мячики, королеве Осень - нарядное платье и т.д. Чтобы ярче преподнести детям объект изображения, используются загадки, стихи, проблемные ситуации.

Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с глиной, пластилином. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги активно используют нетрадиционную методику Г.Н. Давыдовой «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины более или менее выпуклых, полуобъемных деталей картины.

В средней и старшей группах широко используется лепка из соленого теста. Соленое тесто - экологически чистый материал, эластичный и приятный в работе. Лепка из соленого теста очень оригинальный и увлекательный вид творчества. Главным инструментом, конечно же, были и остаются наши пальцы. Но им нужны и помощники такие, как стеки, дощечки. Лепка из соленого теста - большое удовольствие и радость. Очень интересными получились работы по темам: «Живые яблоки на ветках», «Пингвины на льдине», «Совушка - сова», Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, оно имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития ребенка. При создании образа на бумаге, в лепке у ребенка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, а также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.

Современная педагогика выделяет два этапа в развитии детских изобразительных способностей: доизобразительный и изобразительный. Первый этап начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш, кусок пластилина, мелок. Это период 01 года до 3 лет.

Изобразительный период появляется с началом сознательного изображения предметов. Деятельность детей на этом этапе приобретает творческий характер. Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них обычно отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков (дети 3 лет). Это объясняется тем, что у маленьких детей еще слабо развито аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четность воссоздания зрительного образа, мало развита координация движения рук, нет еще технических навыков.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся четкими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Поэтому, художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умение.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достичь результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому.

Начиная с младшего дошкольного возраста педагоги используют:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатки из картофеля;
  • тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста знакомят со сложными техниками:

  • оттиск поролоном;
  • оттиск печатками из ластика;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев

А в старшем дошкольном возрасте дети осваивают еще более трудные методы и техники:

  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная.

По мере усвоения все новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определенный образ можно выполнить не одним, а несколькими способами. Например, техника «Кляксография» выполняется обычным путем: накладыванием второго листа на кляксы, снятием его и рассматриванием полученного изображения. В технике «Кляксография с трубочкой» используется трубочка для раздувания кляксы, а в технике «Кляксография с ниточкой» (цветные ниточки). При этом каждый ребенок самостоятельно отбирает к занятию все необходимое, в соответствии со своим замыслом.

Для развития воображения, фантазии используется техника «Монотипия». Монотипия - получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения. Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Но эта особенность и нравится детям. Работы получаются яркие, непредсказуемые, с помощью которых они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линей образы, оформляют их до узнаваемых и погружаются в удивительный мир творчества. В технике монотипии были выполнены следующие работы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет», «Бабочка», «Иней на стекле».

В работе с детьми старшей группы практикуется тычковое рисование. Метод тычкового рисования не требует от детей четкого изображения тонких линий, несущих художественную нагрузку. Достаточно уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и, только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками, эти недостатки будут незаметны. Для закрашивания понадобится густая гуашь и жесткая кисть. Важно научить ребенка правильно держать кисть: вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычковые движения. В результате получается большая, пушистая точка. Этот метод очень увлекает детей, поэтому используют его как на занятиях, так и в свободной деятельности. Очень забавными получаются ежики и котята, собаки, зайцы, утята на пруду, снегири на ветках, цветы на лугу и сказочные елочки в зимнем наряде. Очень нравится детям работать в технике «Черно-белый граттаж» или «Цветной граттаж», в которой используются необычные материалы: как восковая свеча, жидкое мыло и зубной порошок, палочка с заточенным концом или пустой   стержень.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность, и в частности рисование, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребенка. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей.

Для развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности используются технологии Т.Дороновой, Б. Неменского, Р. Чумичевой. Разнообразие нетрадиционных способов рисования рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции.

В процессе работы необходимо развивать у детей фантазию, побуждать их творчеству. В чем можно увидеть творчество дошкольников? Это и изменение величины предмета, присутствие дополнительных деталей, изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетание цветов, их контрастность. Т.С. Комарова пишет: «Каждый ребёнок, создавая изображение того или иного предмета, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своей работы, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение дополнений». Самое главное - увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребёнка.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют развитию воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка. Для того чтобы создать достаточно прочные основы для их творческой деятельности педагоги стараются расширять опыт детей. Чем больше они видят, слышат и переживают, чем больше они знают и усваивают, чем большим количеством элементов действительности они располагают в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность их воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Для этого в работе с детьми используются игровой материал, творческие задания, проблемные ситуации.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. И мы, взрослые, должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей ДОУ, что обусловлено её родством с театром. «В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, ещё в зачаточной форме», - так писал об этом отечественный психолог Б.М. Теплов. Театральное искусство закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников, которая требует от детей компетентности в различных сферах художественно-творческой деятельности. Большое внимание в ДОУ уделяется развитию творческих способностей в театральном искусстве. В течение двух лет музыкальным руководителем и воспитателями старших групп ведется работа в театральной студии «Домисолька». Основная задача театральной студии - развитие сценического творчества дошкольников средствами музыкально- театрализованных игр и представлений. Театр - синтез многих искусств. Начинали свою «сценическую деятельность» наши воспитанники с драматизации любимых сказок, постепенно оттачивая свое мастерство, стали ставить спектакли, представления, мюзиклы, такие как «Щелкунчик», «Осенняя сказка», «Баллада о доблестных рыцарях», «Волк и семеро козлят». Вся эта работа - не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления, продемонстрировать достижения и таланты детей, но и открытие вместе с детьми сложного мира, в том числе и такого, как волшебный мир театра!

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно, не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие его эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах.

Песенное творчество в ДОУ начинаем развивать с младшего дошкольного возраста. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроение, петь чисто и выразительно. Для этого используем посильные творческие задания, упражнения О.В. Кацер, Н.А. Метлова, Н.Б. Зацепиной. Кроме пения, детское творчество проявляется в слушание музыки, ритмике и игре на музыкальных инструментах.

Для развития творческих ритмических способностей используется технология Бурениной, а в слушании музыки - Радыновой. Развитие творческих музыкальных способностей развиваются на музыкальных занятиях, в театральной студии и на занятиях в хореографическом кружке. Для развития эмоционально-нравственной, творческой сферы ребёнка в ДОУ используется метод сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребёнка. Сказка дает возможность побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет, и не может быть в окружающем мире, необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

Всем хорошо известно, что детей дошкольного возраста называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на вопрос ребёнка рождает новый вопрос. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В ДОУ педагоги широко используют методы проблемного обучения: вопросы, игры и упражнения на развитие логического мышления, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности.

Одним из методов развития творческих способностей стал метод проектов. На протяжении 5 лет педагоги ДОУ внедряют его в свою работу с детьми. За это время в ДОУ были представлены 15 проектов. Каждым руководителем проекта собраны портфолио, в котором отражена вся система работы по проекту.

Тематика и содержание проектов для детей ДОУ были разнообразны. Использовались следующие типы проектов:

  • исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Использовались групповые и индивидуальные проекты. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка.

В работе над развитием художественного литературного творчества у дошкольников - это сочинение сказок, рассказов, стихов, воспитатели используют технологию Ткаченко Т.А., организуя специальную работу с детьми, направленную на развитие поэтического слуха, на придумывание эпитетов, сравнений, подбор синонимов, антонимов.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют проблеме словотворчества детей. В работе с детьми используются опорные схемы, опорные сигналы, схематические картинки, тренинговые технологические цепочки, решение проблемных ситуаций, метод фокальных объектов, игры и творческие задания. Система творческих заданий позволяет формировать у детей умения работать на высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

В старшем дошкольном возрасте активно используется технология моделирования, разработанная JI.A. Венгером. Модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста и ориентир для самостоятельного составления рассказа, описания игрушки, предметов, времён года.

Обучая детей связной речи, на первом этапе своей работы, педагоги используют в практике схематические изображения персонажей и выполняемые ими действия, затем строят модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Использование этой технологии на занятиях по развитию речи способствует развитию воображения, умению придумывать различные ситуации и сюжеты. На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения. В старшем дошкольном возрасте используем метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой. Он предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.

В практике ДОУ широко используются технологии: составления сравнений, составления загадок А.А. Нестеренко, ТРИЗ.

ТРИЗ - технология дает толчок развитию интеллектуально-творческих способностей маленького ребёнка. В основу работы положен инструментарий по развитию творческого воображения и формирования диалектического способа мышления дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста сочиняют сказки, загадки при помощи приемов фантазирования.

В детском саду ведется работа по внедрению технологии развивающего обучения с дошкольниками В. Воскобовича. Основные принципы технологии заключаются в том, что это игровое обучение, в процессе которого происходит взаимодействие взрослого и детей, через реализацию определенного сюжета игры или сказки. При построении детской игровой деятельности развиваются у детей психические процессы: внимание, речь, воображение, мышление, творческие способности. Интерес ребёнка постоянно поддерживается при помощи постоянного усложнения игр, необычных сказочных персонажей, игрового пространства. В конце каждого занятия ребёнок видит результат своей работы. За время работы по развивающим играм Воскобовича дети прошли по лабиринту «Фиолетового леса» вместе с малышом Гео, вороном Метром, Краб-крабычем, пчелкой Жужей и другими персонажами. На сегодняшний день можно констатировать значительный прогресс в развитии наглядно-образного мышления, познавательной, мотивационно-волевой и креативных сферах личности детей. Дети могут самостоятельно проводить манипуляции с играми и прилагающимися к ним игровыми пособиями, проявлять инициативу и творческий подход. При этом наблюдается значительная заинтересованность и изобретательность в игровой деятельности, дети постоянно открывают новое в каждой игре, стимулируя интеллектуальное развитие. Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Для взрослого человека начало решения проблемы является самым трудным и мучительным. Ребёнок, же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, он с лёгкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. Поэтому активными участниками педагогического процесса и являются родители.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.

 

Список используемой литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.

4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

5. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»: Творческий Центр Сфера, Москва 2006

6. В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: Учитель,2009

7. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.

9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.

10. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.:, 2010г

11. Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.

12. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. - М.: «5 за знания», 2007

13. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

14. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004

15. Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.,1992.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Читайте также

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...