Особенности развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Следовательно, одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей, ребёнок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие – наоборот, «меняются» как отвергаемые.
Развитие ребёнка представляет собой сложное, целостное образование, характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребёнка. Развитие мотивов связано с развитием эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети дошкольного возраста уже в состоянии распознать своё внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать своё отношение к ним. Благодаря этому, эмоции участвуют в развитии социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, и способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству взрослых вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций пресна и бесцветна.
Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Эмоции играют большую роль в развитии у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Эмоции определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления.
Существуют две группы эмоций – интеллектуальные и нравственные.
Интеллектуальные эмоции – это эмоции, сопровождающие познавательную деятельность и обеспечивающие эффективность процесса познания.
Нравственные эмоции – это эмоции, которые имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально-значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др.
Предпосылки для нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда младенец общается преимущественно с близкими родственниками. Особенности складывающихся в первые годы взаимоотношений со взрослыми, развивающаяся в связи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно-эмоциональной сферы будущей личности.
С поступлением в детский сад начинается новый этап в эмоциональном развитии ребёнка. Мощным побуждением проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, занятия, прогулки). Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребёнок.
Главная роль в развитии у ребёнка мотивов и эмоций, как основы дальнейшего воспитания, принадлежит семье. Дома ребёнку прививается характерный для данной семьи эмоциональный и социально-нравственный опыт: ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, способы налаживания взаимоотношений и др.
Совместная работа детского сада и семьи по развитию и воспитанию эмоций дошкольника зависит не только от того, насколько правильно понимаются задачи воспитания. Результат воспитания в значительной мере определяется знанием и пониманием взрослыми особенностей и закономерностей развития детской личности, «вредных» возрастных периодов, роли той или иной деятельности ребёнка в развитии его личности. А также умением организовывать ему деятельность, дать ей нужные направления, использовать эффективные приёмы и способы воздействия на малыша и при этом уберечь его от длительных и устойчивых отрицательных переживаний.
И поэтому перед педагогом стоит важнейшая задача – развивать мотивационно-эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, добиваться понимания и заинтересованности родителей в деле воспитания, желание видеть собственных детей добрыми и чувственными, готовыми пожертвовать личными выгодами для блага другого.
Только систематическая совместная работа семьи и детского сада по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к развитию у них таких качеств, при наличии которых ребёнок становится личностью.
Литература:
1. Бреслав Г.М. «Психология эмоций» М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007 г.
2. Валлон А. «Психическое развитие ребенка» - М., 1967 г.
3. Вилюнас В. «Психология эмоций» - СПб. Питер, 2008 г.
Читайте также |
---|
Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву»
Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву» Программные задачи: 1. Закреплять знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления листопада. 2...
Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»
Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...