«Личностно-ориентированный подход и его отличия от традиционного подхода в педагогической деятельности»

За последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Образование и воспитание, ориентированные на личность, включают в себя: отказ от ориентировки на среднего ребенка; применение психолого-педагогической диагностики личности ребенка; учет особенностей в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование личности и конструирование индивидуальных программ развития.

Следует выделить идею личностного подхода, суть которого в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети - личности, со своим миром чувств, переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен использовать и знать такие приемы, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога только к нему, он уважаем, никто не может его обидеть, оскорбить.

Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъективных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.
Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность стала разнообразной, содержательной, и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познание мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет обучение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду общественно-полезной деятельности. Каждый ребенок должен быть в чем-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чем-то: кто-то хорошо читает стихи, исполняет роли, кто-то хорошо танцует, кто-то одарен в математике, кто-то много читает и т.д. Надо только помочь ребенку раскрыться. На первых порах важно оценивать успехи ребенка не в сравнении с другими, а поощрять достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчеркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребенка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве.

Для большинства детей успех – стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству. Нужно в детях развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, верить в свои способности. Надо отметить, совершенно необходимо использовать похвалу, как средство поощрения. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых ребятишек. Похвала вселяет в них уверенность в собственные силы. Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны и лично-ориентированное воспитание способствует успешному обучению.
Хочется выделить отличия личностно-ориентированного подхода от традиционного в педагогической деятельности.
Существует несколько компонентов занятий:

• Целевой.
Традиционно, цель занятия направлена на усвоение знаний.
При личностно-ориентированном подходе целевая установка направлена на развитие индивидуальности и субъективности – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

• Содержательный.
Традиционно, субъектом определения темы и содержания занятия является педагог.
При личностно-ориентированном подходе, в определении темы и содержания вместе с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство детей группы. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию его субъектного опыта. Большую роль играет предшествующая работа. Определяется тема и что хотели бы узнать дети, что им интересно, и они переносят ранее сформированные навыки в занятие.

• Организационно-деятельностный.
Обычно, организатором занятий является педагог. Общение детей и педагога строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, осуществляющихся строго по плану.
При личностно-ориентированном подходе педагог заботится о создании ситуации выбора и успеха. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса в группе. Дети являются полноправными организаторами занятия. Акцент делается на активное и заинтересованное участие каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта. Индивидуальная и творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности детей. Преобладают диалогические формы обучения. Педагог вводит детей в проблемную, нестандартную ситуацию, а дети предлагают выход из нее. А он у каждого ребенка свой (поисковая деятельность, догадки, предположения).
• Оценочно-аналитический.
При анализе занятия внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой детям информации и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения детьми.
При личностно-ориентированном подходе в качестве критериев оценки выступает проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей детей, комфортность и активность их участия в ходе занятия.
Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй…

Проект по развитию речи «Театр русской народной сказки» во второй группе раннего возраста Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обогащение пассивной...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Читайте также

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...

Конспект квест-игры «Моя Родина» по речевому развитию для детей…

Конспект квест-игры «Моя Родина» по речевому развитию для детей старшей группы (Нравственно-патриотическое воспитание) Актуальность: Во все времена чертой русского национального характера была...