Современные подходы и проблемы в организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания дошкольника.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияния.

Общеизвестно, что семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно–образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, но для этого необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые:

- построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные:

- предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленным в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка и т.д.

3. Перспективно – целевые:

-   наличие планов работы с семьями

- предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных планов, проектов.

Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально – психолго – медико – педагогическую поддержку семье и ребенку.

Важным условием по обеспечению включения семей в образовательное пространство ДОУ является умение определять приоритетные направления данного процесса.

При этом необходимо учитывать муниципальную политику, специфику ДОУ, уровень профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т.д.

Приоритетными можно обозначить следующие направления работы ДОУ с семьей:

1. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей.

2. Программно – методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей.

3. Обеспечение функционирования и развития детско – взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.

В практике взаимодействия детских садов с родителями определились две основные проблемы:

1. Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

2. Наличие категорий родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества.

В современной ситуации воздействия ДОУ и семьи возникает множество проблем, основными причинами которых можно назвать следующие:

- нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы;

- невысокий уровень социально – психологической культуры участников образовательного пространства;

- отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных отношений между субъектами образовательного пространства;

- неравные права ДОУ и семьи;

- низкий уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а поэтому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях);

- наличие категорий родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества;

- низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ;

- потребительский взгляд родителей на ДОУ («Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»);

- потребительский взгляд педагогов («Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, и знаем, что надо делать»).

В связи с этим, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения.

Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:

- в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;

- какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. В зоне особого внимания педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть руководство самообразованием родителей. Отсюда следует, что в библиотеке ДОУ необходимо иметь литературу по разным вопросам семейного воспитания, включая журналы и статьи. Повышение педагогической культуры семьи включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, поскольку задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надёжные в теоретическом отношении источники.

К вышеуказанной деятельности должен привлекаться весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководящий состав ДОУ). Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи нами определены условия работы с родителями, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов родителей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Обе взаимодействующие стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Так, сфера обращения родителей и воспитателей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы, связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

Рекомендации по организации взаимодействия.

1. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.

В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе, которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения.

2. Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.

Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т. е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.

Чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали, к кому конкретно идти, если им необходима консультация, воспитатель должен разъяснить о его деятельности, о тех проблемах, в решении которых он может помочь. Поэтому целесообразны выступления специалистов на родительских собраниях.

3. Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка.

4. В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения должна носить ярко выраженный специфический характер сотрудничества.

 

Список литературы:

1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.

2. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду. – М., 2005.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство для развития / Т.Н. Доронова и др. – М., 2001.

5. Солодянкина О.В. Сотрудничество учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы»

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы» Актуальность темы: Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность...

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Читайте также

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...