Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Комплексное педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими  (Л.С. Выготский,  Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский,   С.А. Миронова,   Л.Ф. Спирова,   Т.Б. Филичева  и др.), психолингвистическими  (В.К. Воробьёва,  В.А. Ковшиков,  Р.И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к  педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционной работы.

Деятельность ДОУ в комплексном психолого – педагогическом сопровождении:

- проведение квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка;

- участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ;

- обеспечение психологической и физической безопасности ребенка, педагогической поддержки и содействия в проблемных ситуациях;

- оказание психологической и педагогической помощи семьям детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития   ребёнка;

- помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Контингент групп компенсирующей направленности в ДОУ составляют, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающи­ми общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неодно­родностью клинических проявлений.  Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонен­тов речевой системы (фонетико-фонематической,  лексико­-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых пси­хических функций (задержка и специфичность формирова­ния познавательной деятельности, отставание в развитии  сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с общим недоразвитием речи задерживается формирование сенсорных и двигательных функций: оптико-пространст­венных представлений, для них характерен низкий уро­вень развития основных свойств внимания: отмечается не­достаточная его устойчивость, переключаемость; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, мотор­ная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность  за­поминания по сравнению с нормально говорящими деть­ми. В ряде случаев низкая активность припоминания со­четается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноцен­ными предпосылками для овладения мыслительными опе­рациями, доступными их возрасту, дети отстают в разви­тии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, срав­нением, отмечается ригидность мышления.

Клинико-психолого-педагогические исследования пока­зали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сен­сорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).

Таким образом, многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное  воздействие на личность  ребенка с общим недоразвитием речи, осуществляемое в комплек­се коррекционных мероприятий.

Таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь медицинских работников, педагогов ДОУ.

Деятельность педагогов в комплексном сопровождении:

- воспитатели – контролируют речь детей в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, формируют хозяйственно–бытовые навыки самообслуживания, учебные навыки;

- музыкальный руководитель – развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, темпо-ритмическую сторону речи;

- изо руководительразвивает мелкую моторику, оптико-пространственные отношения;

- инструктор по физическому воспитанию – развивает координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, дыхательную систему путём включения в образовательную деятельность различных игр и упражнений.

Но особенно  таким детям необходима своевременная комплексная коррекционная помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.

Поэтому необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда не только с целью диагностики, профилактики   речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно- образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

В нашем  детском саду  одной из форм тесного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является проведение два раза в месяц интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), способствующей обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи. Вовлечение детей с речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса  способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.   Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность позволяет гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированной непосредственно – образовательной деятельности и в том, что она проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

В результате психолого-педагогического сопровождения

- у детей наблюдается динамика речевого, психофизического и интеллектуального развития; создаются позитивные основы для социальной адаптации;

- педагоги профессионально самосовершенствуются через использование новых форм, методов и приёмов работы;

- родители получают квалифицированную психолого - педагогическую помощь в воспитании и развитии ребёнка; овладевают элементарными знаниями детской психологии, педагогики, логопедии; включаются в педагогический процесс ДОУ.


Литература:

  1. Волосовец Т.В., Антипова Ж.В., Кутепова Е.Н., Шашкина Г.Р., Зимина И.А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: , ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
  4. Дуева Т.И., Суворова Е.Н.. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.
  5. Димитрова Т.А.. Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях. – Интернет-ресурсы, сайт «Открытый урок». 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России» Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к России, гордости за родную страну Задачи: - Закрепить и...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к нам пришла» Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить...

Читайте также

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Степ-аэробика…

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Степ-аэробика как средство развития двигательной активности дошкольников»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...