Статья «Давайте познакомимся»

(профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

В МАДОУ «ЦРР – детский сад №46» г. Перми особый контингент воспитанников – дети с аллергопатологией. Мы отметили, что эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. У всех обследованных детей с аллергопатологией отмечаются патологические особенности личности, представленные акцентированными чертами характера, чаще истерическими, лабильно-истерическими и эмоционально лабильными. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, раздражителен, агрессивен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот скован, заторможен, пуглив, подвергается насмешкам со стороны других детей (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.).

Практически у всех детей с аллергопатологией имеют место не резко выраженные астенические симптомы в виде головных болей, повышенной утомляемости, снижения работоспособности. Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, адинамичные, уделяют большое внимание своему самочувствию. Объективно нарастающие при утомлении головная боль, кожный зуд, кашель, используются такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую-либо работу (Коростовцев Д.С., Макарова И.В., Корюкина И.П., Бессонова Т.А.). Педагогу сложно отдифференцировать когда это состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное. У детей обнаруживается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, они осознают и болезненно переживают чувство неполноценности, неудачи глубоко травмируют таких детей.

В связи с этим мы выявили ряд причин социальной дезадаптации, конфликтности ребенка:

  • отсутствие навыков общения, замкнутость;
  • неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
  • высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового);
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • установки, препятствующие общению (готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство, это превращает общение в соревнование);
  • тревожность и боязнь общения.

В зависимости от причины ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, а ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Ведь общение есть, не что иное, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и культуры общения.

Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Мы пришли к выводу, что образовательный процесс с нашими воспитанниками необходимо выстраивать с учетом их психофизиологических особенностей. Основной целью нашей работы стало повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта.

В соответствие с этой целью сформировались следующие задачи:

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
  • помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное обозначение;
  • научить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

В нашей работе мы решили использовать игровые тренинги, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми. Эти игровые тренинги строятся в доступной и интересной для детей форме:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • этюды;
  • рассматривание рисунков и фотографий, рисование;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ педагога и рассказы детей, беседы;
  • сочинение историй;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время наших игр дети располагаются по кругу, потому что форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Одну и туже тему проходили в разных возрастных группах (4-6 лет), при этом использовали игры и упражнения соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется, таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой системе.

  • Игра «Договорись взглядом и поменяйся местами». (5-6 лет)

Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чем хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнером. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался. А, сейчас, ребята, поменяются местами:

  • те, у кого длинные волосы;
  • только мальчики;
  • те, у кого есть красный цвет в одежде;
  • те, кто умеет дружить.
  • Игра «Поводырь» (5-7 лет)

Нужно разбиться на пары, одному завяжем глаза, а второй будет вести его. Надо вести своего товарища так, чтобы он не запнулся, не упал, не обо что не стукнулся. Важно, начать движение, только после того, когда зазвучит музыка. Потом дети меняются местами.

  • Игра «Сбор рукопожатий». (6-7 лет) (под песню «Настоящий друг» из мультфильма «Крошка Енот»)

Я даю вам задание поздороваться за руку как можно с большим количеством детей за то время, пока звучит музыка. Считайте свои рукопожатия, а потом мы сравним, кто сколько раз пожал руку другим.

  • Игра «Скажи комплимент другу» или

«Назови соседа ласково». (4-6 лет)

Суть игры в том, чтобы дети сумели найти как можно больше слов – комплиментов для своих друзей, сидящих с ними рядом (слева и справа).

  • Игра «Доброе животное». (5-6 лет)

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию «соседей»). А теперь подышим вместе. Вдох – вместе делайте шаг вперед. Выдох – шаг назад. Вдох – делаем два шага вперед. Выдох – два шага назад. Послушайте, как четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – делайте шаг вперед, стук – делайте шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

  • Игра «Строим цифры». (6-7 лет)

А вы знаете, что вместе с другом можно не только строить скульптуры, замки, снеговиков, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 10, а вы должны за это время выстроиться все вместе так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.

Наблюдая и анализируя действия и взаимоотношения детей между собой, можно сделать вывод, что в группе, где использовалась система тренингового развития, дети стали учитывать интересы товарищей, сочувствовать им, уступать, вносить вклад в общее дело, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения. В результате деятельности с применением игровых тренингов, мы отметили, что у детей нашей группы исчезло чувство скованности, развиваются такие личностные качества, как взаимопомощь, отзывчивость, проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки…

Проект «Осень и творчество» в старшей группе комбинированной направленности «Ромашки театральные»

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Читайте также

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения…

Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения совместно с родителями: «С танцем, шуткой и в игре изучаем...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...