«Уроки русской культуры пестования»

 

Может ли современная дошкольная педагогика извлечь для себя уроки из народного опыта пестования детей раннего возраста? Ведь сейчас произошли значительные изменения жизненного уклада современных семей и системы воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Думается, однако, что неизменными должны оставаться базовые принципы взаимных отношений малышей и взрослых, выработанные народной педагогикой. Это минимальная дистанция между ребёнком и тем, кто его пестует; частый и ласковый телесный их контакт, представляющий собой целостный комплекс музыкально-речевого и невербально-игрового взаимодействия, который имеет целью единство физического, интеллектуального, эстетического и социально-нравственного возрастания. Тут многому ещё может научить современных родителей традиционная культура пестования. В ней содержится выдержавший испытание временем эффективный опыт развития добрых взаимных отношений ребёнка с окружающим миром. А это - ядро человечности, наиболее успешно складывающееся в раннем детстве и определяющее собой тип личности на всю жизнь.

«Живая живулечка на живом стульчике барашка теребит», «Сердце - к сердцу, живот - к животу, сахарок во рту», «Два комка, третья лакомка», - так русские загадки создают образ матери и младенца, сосущего материнскую грудь. Этот образ, воплощая в поэтическом слове мать и дитя как единое целое, отражает их живую, естественную связь. Благодаря такой связи человечество живёт в веках и тысячелетиях, подарив жизнь каждому из нас.
Народное представление о теснейшей взаимной связи матери и ребёнка отразилось в правилах поведения беременной женщины, в нормах отношений между ней и окружающим её миром.
«Чего беременная женщина, как говорят крестьяне, брюшком захочет поесть или попить, её домашние стараются во что бы то ни стало удовлетворить, думая, что это её желание исходит от имеющегося в её утробе младенца. ...Но особенно, по понятию нашего крестьянина, к себе должна быть внимательна сама отяжелевшая. Она должна избегать во время своей беременности глядеть на всё некрасивое, физически или нравственно уродливое, ибо в противном случае у неё дитя родится уродцем. Если же беременная во время своей беременности будет обращать внимание только на одно хорошее и красивое, то это будет способствовать появлению младенца пригожим, правильным».
Из приведённого текста очевидно, что связь между матерью и младенцем в утробе осмыслялась народом и как телесная, и как духовная. С появлением ребёнка на свет формы связи видоизменялись, но не прерывались, являясь основой для сохранения физического и душевного здоровья новорождённого, для дальнейшего успешного развития и плоти его, и духа. Именно поэтому целый пласт традиционного пестования специально направлен на культурное оформление телесных и духовных контактов между ребёнком и матерью, другими близкими ему людьми. Культурная традиция обязательно оформляет само вхождение младенца в мир: «В первую очередь после родов в бане моешься. Старухи велели ребёнка с локтя мыть. Повернёшь на коленях его вниз лицом, из тазика горстью захватишь воду и руку согнёшь, и чтобы с локтя на него бежала водичка. И три раза нужно сказать: Как с этого локтя Вода не держится, Так бы никакая худоба На ребёнке не держалась! Это так после родов в первую очередь -для его здоровья и от всякого опризорья».
После первого купанья - встреча с матерью, отцом и первое кормление:
«Родившегося дитю как обмоют, так сразу клали к груди матери, чтобы ребёнок привыкал сразу и чтобы матери легче было, -грудь сразу спрягал».
«После купанья дитя обыкновенно кладут на руки к отцу, который его несёт к роженице показаться. Крестьяне нашей губернии (часто и в интеллигентных домах) не безразлично относятся и к первому кормлению младенца. Оно должно начаться непременно правой грудью, иначе, думают у нас, ребёнок будет левшой (т.е. всё будет делать левой рукой) и полоумным».
Итак, сразу после рождения младенец вступает в телесный и духовный контакт, кроме матери, с другими людьми - повитухой, отцом, братьями и сёстрами, с бабкой и дедом: «Однако не одни матери прилагают свои заботы о дитяти, а и все, находящиеся в доме: каждый старается пособить труженице матери кто чем может, и часто можно видеть трёхлетнюю малютку, которая дёргает за верёвку люльки и шепелявит своим ещё плохо работающим язычком какую-либо слышанную ею от матери колыбельную песенку или какие-либо свои непонятные слова, стараясь усыпить своего братишку или сестрёнку».
Котя-котенька, коток, Котя - серенький хвосток! Приди, милый, ночевать, Нашу Мурочку качать, Прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да горшок молока, Красну шапочку куплю, Шубку новую сошью, Лапки вызолочу, Хвостик высеребрю.
В зависимости от состояния новорождённого по-разному решался вопрос о месте его обычного пребывания. «Который дитёнок ревун, так сразу в люльку клали, а который не ревун, так чего его в люльку класть, перевернут в пелёночку да к матери на постелю».
В крестьянской среде с рождением ребёнка мать продолжала трудиться. Если работа была вне дома, то малыша она брала с собой: «Когда в поле жали, делали люлечку из лык, из толстого липника плели. Называлась эта люлька - короб. Она сама как корзиночка плетёная, мяконькая и лёгонькая, у ней почёмки сделаны - за что за плечи вешать. Вот мать укладёт дитё в этот короб, за спину закинет и жнёт. Серпом жнёт, а он сзади в этой люлечке. И она его как заколы-хивает, а когда он не спит, будет ему там и баить что-то...».
О, люлюшки, люленьки, Налетели гуленьки, Залетели в уголок, Зажигали огонёк, Кашку варили, Алёшку кормили!
Спокойный сон очень важен для младенца. Чтобы усыпить дитя, в такт колыбельным песням его покачивали, поглаживали, похлопывали; при сильном же беспокойстве -брали на руки, прижимали к груди, укачивали, приговаривая или припевая песенки: Глупый сон, сон, Неразумная дрёма! Баю, баю! Неразумная дрёма! Мимо ты ходишь, Колыбели не находишь, Вот тут колыбель Во высоком терему, Висит колыбель На высоком на крюку. Крюк золотой, Ремни бархатные, Колечки витые, Крюки золотые. Мамушки, нянюшки, Качайте дитя! Сенны красны девки, Прилюлюкивайте!
Дитя махонькое, а заботы с ним большие: «Бывает, что привидится во сне маленькому что-то нехорошее, вот он проснётся и плачет. Как только закричит, что только с ним не делаешь: и в люльке качаешь, и на руках качаешь, и на руках таскаешь, и ласкаешь. А всё ж больше словами успокаиваешь: Тихо-тихо, не плачь, Я куплю тебе калач! Тихо-тихо, не вой, А то дам тебе помой! Ну, рёва-корова, сена поела, опять заревела! - и так кулюкаешься с ним, пока не замолчит».
Грудью в старину кормили детей обычно долго, лет до двух-трёх. После прекращения грудного вскармливания менялось и место отдыха ребёнка: «Как ребёнка отнимали от груди, только тогда из люльки его и вынимали. Как он вышел из люльки, клали его на общую кровать. Кроваток отдельных детских не было. Дети все вместе, рядышком спали».
Материнская любовь, естественно, находит выход в нежных словах и ласках: «А мать-то есть мать. У неё дитя в дому, как оладышек в меду: и напоен, и накормлен, и прибран. Я вот своего малого уж так оберегала, так холила, из зыбки возьму на руки, к сердцу прижму и заласкиваю: Любашечка, Дорогашечка, Дороганно моё, Серебряно моё, Золотиночка, Дорогиночка!».
Нежность и ласка в колыбельных песнях плещет - переливается через край: Берёзонька скрип, скрип, Моя доченька спит, спит. Моя доченька уснёт, Её сон унесёт. Унесёт её в садок, Под малиновый кусток. А малина упадёт, Дочке в рот попадёт. Малиночка сладенька, Спи, доченька маленька! Одной из важных ценностей в народе почитается труд. Дитя ещё в колыбели, а старшие уже заботятся, чтобы вырос ребёнок трудолюбивым. Долю припевают каждому -свою, особую. Сыночку-малютке поют о предстоящей мужской работе: Бай, бай, бай! Спи, усни,
Угомон тебя возьми. Сон да дрёма У тя в сердцах, Кунья-то шуба У тя в ногах, Соболина-то шапка У тя в головах. Спи, посыпай, На повоз поспевай: Доски готовы, Кони спряжёны. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьём, Боронить сошлём В чистые поля, В зелёные луга.
А младенчику-дочери в песне поют о коровушке-кормилице, которую она станет обихаживать в будущем:
У нас ходит сон по лавочкам, Дремота по избе. Ищет-поищет Олечку везде. Где Олечку найдёт, Там и спать укладёт. Уж ты, Олечка, усни, Угомон тебя возьми. Я пробуду до утра, До коровьего пастуха. Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает:
- Вставай, девки, вставай, бабы, Вставай, малые ребята, Вставай, стары старики, Вставай, Олечка, и ты. Выгоняйте-ка скотину На широкую долину, На зелёну луговину. Гонят девки, гонят бабы, Гонят стары старики, Гони, Олечка, и ты.
Вековое педагогическое наследие и любящее сердце помогали всесторонне, гармонично развивать ребёнка. Незаменимы были пестушки-потягушки: «Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом «Потягу-у-ушечки» - начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. «Подрасту-у-ушечки» - тельце вот этак сожмёшь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, всё вдоль гладишь, вот так за бочка обоймёшь, за под-мышечки, ему щекотно, он и смеётся. И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были: Потягу-у-ушечки Да расту-у-ушечки! Растянитесь, ножки, Вырастайте, ножки, Да побегу-у-ушечки -Не кривы, а прямы!..
Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трёшь, говоришь: «Расти большой, будь хорошой, маму слушай, будь послушный!». Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернёшь, он тянется ручками, ножками буртыхается. ...
В бане моешь ребёночка, распаришь и на колени себе его кладёшь. И вот скажешь: «Ручки - грабульки! Ножки - ходульки!» - и начинаешь ручку с ножкой сводить, потом стягивать другую ручку с ножкой, разомнёшь его так. А растираешь со словами: «Моется, парится, спать собирается - на сон, на спокой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам!».
Пестушки - это и гимнастика, и массаж, и нежное общение с младенцем при помощи ласковых и весёлых стишков. Тут одно помогает другому. Сколько длится стихотворный текст, столько продолжается и физическое упражнение для тех или иных мышц ещё неокрепшего крошечного тельца. Вот постукивают пальцами по пяточке, сначала по одной, потом - по второй: Куй, куй, ковалёк, Подкуй чеботок: На маленьку ножку Золоту подковку. Подай молоток Подковать чеботок.
Ручки разводят в стороны, машут ими, как крыльями, и приговаривают: Гуси летели, Лебеди летели, Гуси летели, Лебеди летели...
А эта приговорка при массаже спинки: Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ! Сочетание в пестушках стихотворной речи и физического упражнения помогает развитию одновременно тела и духа ребёнка. Не забывают об этом родители: Потягунюшки, порастунюшки, Поперёк толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.
Чуть-чуть подрастёт дитя, наступает время первых игр-потешек. Это удивительные по простоте и естественности композиции, в которых сочетаются акциональный текст (последовательность действий взрослого) и текст вербальный. Такое сочетание хорошо развивает ребёнка, открывая ему возможности его собственного тела и радуя общением со взрослым: «С внучечкой я играла. Подойду к люльке, она, маленькая, лежит, ждёт, когда я ей носик нажму. Вот я двумя пальцами быстро-быстро так перебираю ей по животику, по грудке, по подбородочку:
Два пожарничка бежали,
Эту кнопочку нажали,
Пип!
И нажимаю на носик. Когда так делаешь, внучечке приятно, и она улыбается».
Игр-потешек, сочетающих телесный контакт с вербальным, народ придумал великое множество. И каждая такая игра - маленький спектакль с чудесными актерами:
Прилетели воробьишки в огород,
Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?»
Дима говорит: «Мой горох! Мой горох!»
Воробьишки говорят: «Чиви, чиви, чиви?»
Дима говорит: «Кыш - пошли!»
Воробьишки: «Прр! Полетели, полетели,
На головку Диме сели».

 

Вот еще один забавный диалог-потешка:
- Ласочка-Парасочка, где была?
- Муку молола.
- Что заробила?
- Кусок сала.
- Куда девала?
- Под печь сховала.
(Щекочут ребёнка.)
Некоторые из потешек до сих пор в ходу: «Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!», «Ехал мальчик маленький» и др. Это великолепное средство комплексного развития ребёнка: физического, психического, интеллектуального, эстетического, нравственного, становления его творческих способностей - речевых, музыкальных, пластических.
Вот классический пример. В ритме мерного приговора водят по ладошке рёбенка указательным пальцем, словно помешивая кашу в кастрюльке:
- Сорока-белобока,
Где была?
- Далёко.
- Что делала?
- Баньку топила,
Соломку носила,
Кашку варила,
На крылечко становила...
Затем указывают на каждый пальчик в отдельности:
- Тебе дам, тебе дам,
А тебе не дам:
Ты соломку не носил,
Водичку не носил...
За ушко - и на солнышко!
При последних словах легко теребят ушко ребёнка.
Текст интересен тем, что записан сибирским фольклористом М.Н. Мельниковым в 1969 году в д. Пензино Барабинского района от учеников пятого класса, сохранивших в памяти впечатления своего раннего детства. Это свидетельство актуальности традиций, их живой преемственности от поколения к поколению.

В статье использована литература:
1. Фольклорные и этнографические материалы, собранные А.Н. Соболевым. Родильно-крестиль-ный комплекс во Владимирской губернии / Православные священники - собиратели русского фольклора // Сост. В.Г. Смолицкий, А.В. Кулагина. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004.
2. Этнография детства. Сборник фольклорных и этнографических материалов // Запись, сост., аннотация и фотографии Г.М. Науменко. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Изд-во «Беловодье», 1998.
3. Детский фольклор // Сост., вступ. ст., под-гот. текстов и коммент. М.Ю. Новицкой, И.Н. Райковой. М.: Русская книга, 2002. (Библиотека русского фольклора. Т. 13.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Развитие у ребенка самостоятельности

Развитие у ребенка самостоятельности Скажи мне – и я забуду, Учи меня - и я, наверное, запомню, Дай мне сделать – и я...

Читайте также

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»

Консультация для родителей «Красавица весна»

Консультация для родителей «Красавица весна» Закончилась зима и наступила долгожданная весна! Весна - это самое полезное и приятное время года для...

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»