Формирование элементарных математических представлений у дошкольников при ознакомлении их с мерами стоимости
Математика – это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней, как отмечает А.В. Белошистая, «прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, её роль в развитии личности растущего человека чрезвычайна важна» [3:10]. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности её поведения в современном обществе, от её подготовленности к существованию в социуме.
Математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определённого минимума математических знаний и представлений.
Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, a интерес к математике проявляется довольно рано. У него начинают складываться представления o предметах, их назначении и свойствах, oвеличине и численности, форме и составе, o действиях, которые можно производить c ними: уменьшить, увеличить, разделить ,пересчитать, измерить. Кругозор ребёнка сначала определяется тем, что привлекло его внимание, что удалось наблюдать. Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Малыш движется от незнания к знанию.
C учётом Федерального образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы, она подразумевает развитие y детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, воображения, a также способности к умственной деятельности, умения элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений y дошкольников – интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Всё вышесказанное и обусловило актуальность выбора темы нашего исследования. Исследованиями в области формирования математических представлений детей дошкольного возраста занимались А.А. Вендина, В.В. Данилова, К.А. Киричек, И.А. Помораева, Д.С. Чеснаускенеи др.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Методика формирования математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
Изучив научно-методическую литературу по теме нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.
- Содержание «стоимости» включает в себя такие понятия как: цена, ценность, деньги, монеты. Формирование элементарных математических представлений, связанных c мерами стоимости у дошкольников, происходит в виде ознакомления детей c монетами.
- Ознакомление c мерами стоимости позволит не только развить y детей навыки счета, a также углубить элементарные математические представления o числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств; понять функциональную зависимость между величинами ценa, количество, стоимость; решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе.
- Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников рекомендуется:
- при объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся y дошкольников знания и представления;
- поддерживать интерес детей в течение всего занятия;
- использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал;
- активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам;
- учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
В ходе нашего исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыли понятие и содержание стоимости в математических представлений;
- рассмотрели ознакомления c мерами стоимости в методике формирования элементарных математических представлений y детей дошкольного возраста в ФГОС ДО и программах воспитания в детском саду;
- охарактеризовали элементарные математические представления, связанных c мерами стоимости;
- изучили педагогический опыт по ознакомлению c мерами стоимости детей дошкольного возраста;
- разработали методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений, связанных c мерами стоимости y дошкольников.
Список использованных источников:
- Белошистая, A.B. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий /A.B. Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 31 – 34.
- Белошистая, А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. –2016. – № 1. – С. 49 – 53.
- Белошистая, A.B. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики /A.B. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
- Большакова, М. Д. Подготовка детей 5-7 лет к школе: окружающий мир и математика / М. Д. Большакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева // Начальное образование. – 2014. –№ 1. – С. 38 – 44.
- Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2010. – 816 с.
Бурматова, О. Ю. Играем и считаем вместе с Лего / О. Ю. Бурматова // Детский сад от А до Я. – 2014. –№ 5. – С. 78 – 96.
Читайте также |
---|
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...
Интегрированное занятие с детьми старшей группы. Тема «Волшебные самоцветы»
Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема «Волшебные самоцветы» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Задачи: -...
Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»
Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...