«Мир на ладошке». Группа выходного дня – центр раннего развития детей с 6 месяцев до 2 лет в детском саду

 

Политика российского государства сегодня направлена на решение проблемы материнства и детства как проблемы сохранности генофонда и интеллекта нации, улучшения демографического состоянии нашего общества. Действуют федеральная и республиканская жилищные программы: «Поддержка молодых семей», Закон о материнском капитале, направленный на улучшение демографической ситуации в России. В помощь семье осуществляются выплаты детских пособий.

И в последние годы в нашей стране наблюдается тенденция увеличения рождаемости детей. Этот факт не может не радовать нас. В дошкольные образовательные учреждения приходит все больше и больше детей. В городе открываются центры и клубы развития детей раннего и дошкольного возраста. Не смотря на то, что политика государства направлена на обеспечение равных стартовых условий для всех детей при поступлении из семьи в детский сад, в дошкольных образовательных учреждениях как нашего города Чебоксары, так и других городах России наблюдается дефицит мест. Сегодня нет реальной возможности охвата всех семей, нуждающихся в услугах детского сада. Это приводит к нарушению гарантий прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения.

Усугубление положения связано также с сокращением сети ДОУ в последнее десятилетие прошлого века. С 1990 года она сократилась на 40 %. В связи с этим сегодня особо актуальной становится проблема охвата всех семей, нуждающихся в услугах ДОУ.

Ситуация конца XX века и социально – экономические преобразования XXI века отражаются на современной семье и происходящем в ней процессе воспитания детей. Мировой социально-экономический кризис сегодняшнего дня приводит к увеличению количества безработных, среди них – и родители, имеющие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Материальное состояние таких семей не позволяет обеспечить детям широкий набор развивающего игрового материала, в силу дороговизны игрушек и товаров детского творчества. В результате чего возникает ограниченность возможностей для разностороннего развития, формирования способностей детей, воспитывающихся в семьях. Отсюда создается угроза упущений возрастных возможностей детей младенческого и раннего возраста в целях своевременного их развития.

Современное состояние общества не всегда позволяет родителям полноценно заниматься развитием детей до 3 лет. Поэтому существует социальный заказ на образование детей младенческого и раннего возраста. Дошкольное учреждение можнт обеспечить воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Однако сегодня отсутствует глубинные связи между воспитывающими взрослыми (родителями и педагогами) в контексте развития личности детей младенческого и раннего возраста. Кроме того, современные родители, несмотря на высокий уровень образованности, испытывают затруднения в вопросах воспитания и развития детей.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях стратегическим направлением деятельности детского сада является активное сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей, которое рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых. Взаимодействие педагогов и родителей обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Решение перечисленных проблем, на наш взгляд, возможно при обеспечении партнерского взаимодействия «ребенок – родитель и педагог». Одной из вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного, неполного пребывания в ДОУ является группа выходного дня – центр развития детей с 6 месяцев до 2 лет. Кратковременный, но системный режим пребывания ребенка в детском саду позволит сэкономить бюджетные средства и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. К тому же, в микрорайоне, в котором находится наше дошкольное образовательное учреждение, отсутствуют клубы и центры раннего развития детей младенческого и раннего возраста.

Таким образом, создание группы выходного дня в ДОУ, поможет обеспеченным и малообеспеченным семьям решать проблемы воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста , с помощью педагогов профессионалов в соответствующих специфике названных возрастов условиях. Одновременно группа выходного дня позволит расширить охват детей дошкольным образованием.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр – развития ребенка – детский сад № 156» города Чебоксары Чувашской Республики, где мы работаем, открыто в 1984 году. Тогда это был типичный ясли - сад, с характерной для тех времен системой воспитания и материально – технического обеспечения.

Прошедшие с тех пор годы принесли колоссальные изменения, и что радует, в положительную сторону.

Сегодня, это развитый Детский Центр, аккумулирующий в себе различные направления деятельности по развитию и воспитанию дошкольников, работе с их родителями, с населением. Возглавляет его Степанова Галина Юрьевна, специалист высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования ЧР.

Здесь воспитывается и обучается 220 детей от 2 до 7 лет.

Центр развития обеспечивает разностороннее полноценное развитие каждого ребенка, осуществляет целостный подход к укреплению здоровья детей, создает условия для становления гражданских, патриотических и нравственно – этических основ личности ребенка. Создает единый социокультурный контекст воспитания и обучения в детском саду и в семье.

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 156» г. Чебоксары на базе своего детского сада в состоянии удовлетворить запросы всех родителей, желающих посещать группу выходного дня.

В микрорайоне, в котором находится наше дошкольное образовательное учреждение, остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования. Много детей охвачены домашним воспитанием. Количество неудовлетворенных заявлений только по нашему учреждению составляет от 0 до 1,5 лет 40 детей, от 1,5 лет и старше – 79 детей. Это требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны дошкольных образовательных учреждений (впрочем, также как и муниципальных органов управления).

Для изучения запросов родителей нами была организована временная рабочая группа из состава опытных педагогов детского сада. В неё вошли заведующий, заместитель заведующего по воспитательно – методической работе, старшая медсестра, старший воспитатель, педагог-психолог. Проведены соответствующие социологические и педагогические исследования на микро-участке, близлежащим к ДОУ. Через детскую поликлинику получены данные о неорганизованных детях микро - участка. Анализ анкетирования, опроса, бесед с родителями детей, не посещающих ДОУ, показал, что более 80% из них желают обеспечить раннее развитие малышей в условиях дошкольной образовательной среды.

Детский сад для привлечения родителей, имеющих детей до 2-х лет, для совместного сотрудничества в вопросах воспитания и развития малышей имеет достаточно крепкую материально-техническую базу, отвечающую современным требованиям пространственно-предметную развивающую среду, высокий уровень профессионального мастерства педагогов.

К услугам детей и родителей: музыкальный зал «До-ми-соль-ка», спортивный зал «Чемпион», открытый стадион «Юный атлет», кабинет математики и компьютерной грамотности «Маленькие искатели», кабинет психологической разгрузки...

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Воспитательно-образовательную работу осуществляет 31 педагог: из них 20 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель – логопед, руководитель ИЗО, педагоги дополнительного образования: по обучению грамоте, математике, английскому языку, хореографии.

Качественный состав педагогических кадров: 5 человек - с высшей квалификационной категорией, 20 человек имеет первую квалификационную категорию, 1 человек - молодой специалист, 1 человек – кандидат педагогических наук. Педагоги хорошо владеют методикой организации воспитательно-образовательной работы в условиях традиционных форм образования, обладают высоким уровнем принятия педагогических инноваций, творческим потенциалом.

Более 47% педагогов являются участниками Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, 13% - являются победителями Всероссийских конкурсов,

20% педагогов удостоены Гранта Президента ЧР в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Педагог – новатор» (2008-2016 гг.).

Детский сад имеет некоторый опыт работы с неорганизованными детьми. В нашем дошкольном учреждении для детей, не посещающих детский сад, работают группы кратковременного пребывания разных видов: прогулочная группа, группа со свободным режимом посещения, по подготовке детей к школе.

Таким образом, наше дошкольное учреждение готово установить глубинные связи между воспитывающими взрослыми (родителями и педагогами) в контексте развития личности детей с 6 месяцев до 2 лет и удовлетворить запросы родителей, желающих посещать группу выходного дня.     

Основной целью группы выходного дня является: присмотр, уход, обучение и оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Задачами группы являются помощь родителям в присмотре, уходе за детьми; их разностороннее развитие.

В группу выходного дня будут приниматься дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, и неорганизованные дети при наличии справки о состоянии здоровья. Зачисление в такую группу осуществляется на общих основаниях. Модель не представляет особых трудностей. Сотрудники ДОУ заинтересованы в том, чтобы выходить на работу в выходной день. Занятость сотрудников входит и в основное рабочее время (36 часов в неделю для воспитателя, 40 часов в неделю для младшего воспитателя и медицинской сестры). Воспитатели будут работать по скользящему графику. В случае, если сотрудники ДОУ работают в группе выходного дня в нерабочее время, им будет начисляться надбавка в соответствии с дополнительным табелем учета использования рабочего времени. Содержание образовательной работы в группе выходного дня определяется воспитателем, работающим в этот день по графику в группе.

Основными документами, регламентирующими деятельность группы, являются Положение о группе выходного дня, договор с родителями (законными представителями), должностные инструкции сотрудников группы выходного дня. Приказ по ДОУ об открытии группы выходного дня, учебный план (план непосредственно образовательной деятельности), календарный план работы.

Мы считаем, организация группы выходного дня для детей с 6 месяцев до 2 лет в детском саду, позволит удовлетворить потребности населения в услугах ДОУ, установить активное взаимодействие с родителями, повысит престиж детского сада в микрорайоне, городе и республике, обеспечит развитие личности ребенка и гармоничное отношение с ним взрослых, способствует сохранению сети ДОУ; рациональному использованию имеющихся кадров; установление модели в триаде: РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ и ПЕДАГОГ.

 

Используемая литература

  1. Воробьева М.В. Ресурсный центр «Маленькие гении»//Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2008., - №8., - С. 70 – 82.
  2. Гмошинская М.В., Воробьева И.Н., Творчество с младенчества, или «Художники в памперсах». Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности: (серия «Художественное воспитание» (от 0 до 2-х). Методики и технологии). М.В. Гмошинская, И.Н. Ворбьева.- М., ГЕНЖЕР, 2007.,- 24 с.
  3. Гмошинская М.В. Художники в памперсах// Дошкольное воспитание 2009.,- №1., - С. 76-82.
  4. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте: Пособие для воспитателя.-М., Просвещение, - 1981., – 127 с.
  5. Данилова Л. Обучение с пеленок. Кубики Зайцева в семье.- СПб., 240 с.
  6. Королева Т.В. Игры с красками. Рисование в младенческом возрасте. - М., Просвещение, 2005., - 112 с.
  7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет в условиях общественного воспитания и семьи. – Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1999., 54 с.
  8. Кроха: Программа по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.- М.: Просвещение, 2001.-253 с.
  9. Круглова Л. Центр игровой поддержки для детей раннего возраста// Дошкольное воспитание 2006., - №11., С. 7-14.
  10. Литвинова М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни: практическое пособие./М.Ф. Литвинова . – М.,Айрисс-пресс, 2005. – 288 с.
  11. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью// Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2006., - №7., - С. 84 – 95.
  12. От 0 до 3/ Дружинина Л.В., Ладодо К.С., Тонкова –Япольская Р.В., Тогай Н.Д. – М., Медицина, 1991. – 128 с.
  13. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – М., Мозаика-Синтез, 2005. – 224 с.
  14. Павлова Л.Н. Ранний возраст: значение игр –занятий в интеллектуальном развитии// Дошкольное воспитание 2002., - №4., С. 74-78.
  15. Павлова Л.Н. Раннее детство: воспитание любознательности // Дошкольное воспитание 2006., - №12., С. 113-118.
  16. Павлова Л.Н. Раннее детство: стратегия воспитания и развития// Дошкольное воспитание 2002., - №8., С. 5-7.
  17. Примерная общеобразовательная программа воспиатния, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под ред. д-ра пед. наук Л.А. Парамоновой.М., Карапуз-дидактика, 2004., - 280 с.
  18. Семушина Ю. Будь здоров//Дошкольное воспитание 2007., - №2., С. 97-100.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву»

Путешествие по экологической тропе к «Мудрому дереву» Программные задачи: 1. Закреплять знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления листопада. 2...

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в детском саду Давно известно, что дошкольный возраст, это возраст познания и исследования ребенка мира, в...

Читайте также

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...