Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте мы начинаем у ребенка воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский говорил о необходимости у детей с ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика - это целая система объединяющая синтаксис, морфологию и словообразование.
Для постановки правильной речи не обойтись без дидактических игр и игровых упражнений и с наглядным материалом или без. Это могут быть предметы, игрушки, картинки. Совместная деятельность воспитателя и детей должна проходить живо и непринужденно. Чтобы заинтересовать малышей, нужно предложить придумать предложения о себе, включать имена присутствующих. Для того чтобы ребенок внимательно следил за особенностями грамматических форм, с трудной формой необходимо использовать и легкие, хорошо усвоенные детьми.
Во время игры ведущую роль играет образец речи воспитателя. Сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных, числительных и т.д. Сравнение помогает сопоставить грамматические формы и на основе этого сопоставления вырабатывать условные речевые рефлексы. Бывает так, что ошибка устойчивая и ребенок «не слышит» правильной формы, в этом случае необходимо употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.
Имеют место и такие приемы, как подсказ и исправления. Уже в младшем дошкольном возрасте я рекомендую знакомить детей с различными способами словообразования. В обучении детей обязательно используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Игра для ребенка — это целая жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает знания, воображение, ум, и смекалку. Малыши не могут не играть в силу своего природного любопытства. Им везде нужно залезть и все попробовать, тоесть постоянно находясь в активных действиях. Именно эти качества мы и должны использовать, когда хотим чему-то научить ребенка, целенаправленно используя его активность.
Начинать использовать дидактические игры и упражнения воспитатель должен с подбора наглядного и речевого материала (книги, сюжетные картинки, потешки, загадки, и т.д.).Перед проведением игры воспитатель знакомит с правилами, уточняет, как дети их усвоили, и проигрывает несколько раз, с разнообразными приёмами (исправления, подсказка нужной формы, поощрение и др.). Особенные трудности у детей встречаются в образовании глаголов повелительного наклонения (ляг, вытри, сотри, положи, сложи), сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить. Пример: упражнение с игрушками («Артем и Витя, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Нурай, а ты хочешь?» - «Хочу».
При использовании дидактических игр в формировании умений словообразования у детей мы видим значительный результат: дети очень хорошо расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями. Игровые ситуации, которые основаны на предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать словообразовательную деятельность детей.
В процесс обучения необходимо включать игры, помогающие менять значение слова в зависимости от словообразования: дом - домик - домище; кот - котик – котище. Необходимо учить малышей образовывать прилагательные от основ существительных:
Какое варенье из малины?
Из клубники?
Из смородины?
Из яблок?
Из сливы?
Учить правильно употреблять падежные формы игры: «Чего не стало», «Что лишнее?», «Найди одинаковые картинки», употреблять несклоняемые существительные типа кофе, радио, пальто, кенгуру игры «Ателье», «Кафе», правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, а также согласовывать с глаголами и предлогами. («Какой? Какая? Какое? Какие?», «Кто что делает?», «Расскажи о предмете», «Отгадай, что это?»), различать глаголы по временам, видам, лицам, числам, родам, наклонениям, использовать игры на правильное употребление таких сложных для ребят глаголов, как хотеть, звонить, бежать и др., игры «Вы хотите? - Мы хотим», «Маша и Миша».
«Веселые кубики»
Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - ик, - к «Что делает?»
Задача: формировать умение понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).
«Добавляй-ка».
Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - очк, - ечк, - оньк, - еньк, – ичк. «Зоопарк».
Задача: формировать умение образовывать названия детенышей животных.
«Гараж»
Задача: формировать умение образовывать глаголы с приставками на -, по -, вы -.
Читайте также |
---|
Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...
Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа»
Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа» Месяц Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Январь ООД «Рождество» Презентация «Крещение»...