Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте мы начинаем у ребенка воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский говорил о необходимости у детей с ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика - это целая система объединяющая синтаксис, морфологию и словообразование.

Для постановки правильной речи не обойтись без дидактических игр и игровых упражнений и с наглядным материалом или без. Это могут быть предметы, игрушки, картинки. Совместная деятельность воспитателя и детей должна проходить живо и непринужденно. Чтобы заинтересовать малышей, нужно предложить придумать предложения о себе, включать имена присутствующих. Для того чтобы ребенок внимательно следил за особенностями грамматических форм, с трудной формой необходимо использовать и легкие, хорошо усвоенные детьми.

Во время игры ведущую роль играет образец речи воспитателя. Сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных, числительных и т.д. Сравнение помогает сопоставить грамматические формы и на основе этого сопоставления вырабатывать условные речевые рефлексы. Бывает так, что ошибка устойчивая и ребенок «не слышит» правильной формы, в этом случае необходимо употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.

Имеют место и такие приемы, как подсказ и исправления. Уже в младшем дошкольном возрасте я рекомендую знакомить детей с различными способами словообразования. В обучении детей обязательно используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Игра для ребенка — это целая жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает знания, воображение, ум, и смекалку. Малыши не могут не играть в силу своего природного любопытства. Им везде нужно залезть и все попробовать, тоесть постоянно находясь в активных действиях. Именно эти качества мы и должны использовать, когда хотим чему-то научить ребенка, целенаправленно используя его активность.

Начинать использовать дидактические игры и упражнения воспитатель должен с подбора наглядного и речевого материала (книги, сюжетные картинки, потешки, загадки, и т.д.).Перед проведением игры воспитатель знакомит с правилами, уточняет, как дети их усвоили, и проигрывает несколько раз, с разнообразными приёмами (исправления, подсказка нужной формы, поощрение и др.). Особенные трудности у детей встречаются в образовании глаголов повелительного наклонения (ляг, вытри, сотри, положи, сложи), сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить. Пример: упражнение с игрушками («Артем и Витя, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Нурай, а ты хочешь?» - «Хочу».

При использовании дидактических игр в формировании умений словообразования у детей мы видим значительный результат: дети очень хорошо расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями. Игровые ситуации, которые основаны на предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать словообразовательную деятельность детей.

В процесс обучения необходимо включать игры, помогающие менять значение слова в зависимости от словообразования: дом - домик - домище; кот - котик – котище. Необходимо учить малышей образовывать прилагательные от основ существительных:

Какое варенье из малины?

Из клубники?

Из смородины?

Из яблок?

Из сливы?

Учить правильно употреблять падежные формы игры: «Чего не стало», «Что лишнее?», «Найди одинаковые картинки», употреблять несклоняемые существительные типа кофе, радио, пальто, кенгуру игры «Ателье», «Кафе», правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, а также согласовывать с глаголами и предлогами. («Какой? Какая? Какое? Какие?», «Кто что делает?», «Расскажи о предмете», «Отгадай, что это?»), различать глаголы по временам, видам, лицам, числам, родам, наклонениям, использовать игры на правильное употребление таких сложных для ребят глаголов, как хотеть, звонить, бежать и др., игры «Вы хотите? - Мы хотим», «Маша и Миша».

«Веселые кубики»

Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - ик, - к «Что делает?»

Задача: формировать умение понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).

«Добавляй-ка».

Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - очк, - ечк, - оньк, - еньк, – ичк. «Зоопарк».

Задача: формировать умение образовывать названия детенышей животных.

«Гараж»

Задача: формировать умение образовывать глаголы с приставками на -, по -, вы -.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...