Развитие словообразования и словоизменения с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте мы начинаем у ребенка воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский говорил о необходимости у детей с ранних лет формировать привычку грамматически правильной разговорной речи. Грамматика - это целая система объединяющая синтаксис, морфологию и словообразование.

Для постановки правильной речи не обойтись без дидактических игр и игровых упражнений и с наглядным материалом или без. Это могут быть предметы, игрушки, картинки. Совместная деятельность воспитателя и детей должна проходить живо и непринужденно. Чтобы заинтересовать малышей, нужно предложить придумать предложения о себе, включать имена присутствующих. Для того чтобы ребенок внимательно следил за особенностями грамматических форм, с трудной формой необходимо использовать и легкие, хорошо усвоенные детьми.

Во время игры ведущую роль играет образец речи воспитателя. Сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных, числительных и т.д. Сравнение помогает сопоставить грамматические формы и на основе этого сопоставления вырабатывать условные речевые рефлексы. Бывает так, что ошибка устойчивая и ребенок «не слышит» правильной формы, в этом случае необходимо употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.

Имеют место и такие приемы, как подсказ и исправления. Уже в младшем дошкольном возрасте я рекомендую знакомить детей с различными способами словообразования. В обучении детей обязательно используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Игра для ребенка — это целая жизнь, через которую он постигает мир и познает себя, развивает знания, воображение, ум, и смекалку. Малыши не могут не играть в силу своего природного любопытства. Им везде нужно залезть и все попробовать, тоесть постоянно находясь в активных действиях. Именно эти качества мы и должны использовать, когда хотим чему-то научить ребенка, целенаправленно используя его активность.

Начинать использовать дидактические игры и упражнения воспитатель должен с подбора наглядного и речевого материала (книги, сюжетные картинки, потешки, загадки, и т.д.).Перед проведением игры воспитатель знакомит с правилами, уточняет, как дети их усвоили, и проигрывает несколько раз, с разнообразными приёмами (исправления, подсказка нужной формы, поощрение и др.). Особенные трудности у детей встречаются в образовании глаголов повелительного наклонения (ляг, вытри, сотри, положи, сложи), сочетание существительных с глаголами хотеть, звонить. Пример: упражнение с игрушками («Артем и Витя, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Нурай, а ты хочешь?» - «Хочу».

При использовании дидактических игр в формировании умений словообразования у детей мы видим значительный результат: дети очень хорошо расширяют словарный запас, овладевают познавательными умениями. Игровые ситуации, которые основаны на предметных картинках и иллюстрациях позволяют максимально активизировать словообразовательную деятельность детей.

В процесс обучения необходимо включать игры, помогающие менять значение слова в зависимости от словообразования: дом - домик - домище; кот - котик – котище. Необходимо учить малышей образовывать прилагательные от основ существительных:

Какое варенье из малины?

Из клубники?

Из смородины?

Из яблок?

Из сливы?

Учить правильно употреблять падежные формы игры: «Чего не стало», «Что лишнее?», «Найди одинаковые картинки», употреблять несклоняемые существительные типа кофе, радио, пальто, кенгуру игры «Ателье», «Кафе», правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, а также согласовывать с глаголами и предлогами. («Какой? Какая? Какое? Какие?», «Кто что делает?», «Расскажи о предмете», «Отгадай, что это?»), различать глаголы по временам, видам, лицам, числам, родам, наклонениям, использовать игры на правильное употребление таких сложных для ребят глаголов, как хотеть, звонить, бежать и др., игры «Вы хотите? - Мы хотим», «Маша и Миша».

«Веселые кубики»

Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - ик, - к «Что делает?»

Задача: формировать умение понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).

«Добавляй-ка».

Задача: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - очк, - ечк, - оньк, - еньк, – ичк. «Зоопарк».

Задача: формировать умение образовывать названия детенышей животных.

«Гараж»

Задача: формировать умение образовывать глаголы с приставками на -, по -, вы -.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа»

Перспективный план по теме «Традиции и быт русского народа» Месяц Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями Январь ООД «Рождество» Презентация «Крещение»...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...