Особенности саморегуляции познавательной деятельности детей 6-8 лет с задержкой психического развития
У детей ЗПР саморегуляция не сформировано, задержано развитие мышления и речи, это влияет на задержку формирования познавательных процессов и полноценное формирование учебной деятельности, что представляет интерес исследователей.
Проблемой задержки психического развития у детей занимались такие ученые как Власова Т. А., Певзнер М. С., Лебединская К. С., Сухарева Г. Е., Леонтьев А. Н. В своих трудах они описали различные виды задержки психического развития, отличающиеся по силе выраженности задержки развития, незрелости эмоционально-волевой сферы, у других нарушения поведения, у третьих нарушения в познавательной деятельности.
Несформированностью познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития относятся психические процессы связанные с восприятием и переработкой информации: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание, занимались такие учёные как Леонтьев А. Н., Дробинская А. О., Кузнецова Л. В. Они считали, что с помощью этих процессов человек получает сведения о себе и об окружающем его мире.
Деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Рубинштейн С.Л. отмечает, что недостаточность произвольной познавательной деятельности связана со слабой регуляцией произвольной деятельностью, ее целенаправленностью, отсутствием самоконтроля.
Конопкин О.А. считает, что для успешного осуществления познавательной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции.
Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей. (Осницкий А.К., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Акутина Т.В.)
Учитывая особенности развития саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР, коррекционно-развивающая работа является одним из приоритетных направлений нашей работы.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...
План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…
План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...