Формирование у дошкольников познавательных интересов через проектную деятельность

 

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Актуальность проблемы развития у детей познавательного интереса обусловлена тем, что дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Задача дошкольных учреждений - развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Поэтому актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, развитие познавательной активности ребенка. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности необходимо использовать проектно-исследовательскую технологию, на основе которой создать систему работы, построенную на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-творческих, информационно-исследовательских, практико- ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск. Все это помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Вся работа строится на следующих принципах:

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;
  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;
  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;
  • принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество детей, родителей и педагогов;

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству, поэтому система работы, позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.

В нашем детском саду такая форма работы, как проектная деятельность, внедрена и активно используется. Совместно с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) и родителями был реализован проект «Если только захотеть, можно в космос полететь». Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность разносторонне развивать личность дошкольников. Коротко рассказать о большом космосе нельзя. Увлекаясь каким-либо фактом, каждый представляет себя исследователем, отправившемся на космическом корабле в путешествие на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей подготовительной к школе группы мной была выбрана проектная методика.

Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которое осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Главный итог работы для ребенка:

Ребёнок провёл настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной исследовательской работы, получил первые навыки её проведения. Игра в исследование часто перерастает в реальное творчество. И вовсе не важно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего свои проблемы, и у ребенка, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

 

Литература:

    1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
    2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
    3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. //М: Мозаика- Синтез, 2008.
    4. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№ 4.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка»

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка» Цель: закрепление математических знаний и умений детей. Задачи: - закрепить умение следовать плану и инструкции; - упражнять...

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в…

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в Песчаную страну» Цель: создание эмоционального комфорта для детей. Задачи Образовательные: - закреплять навыки экспериментирования...

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Читайте также

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики»

Конспект НОД по математике в старшей группе «Королевство Математики» Программное содержание: выявлять знания и умения детей по следующим критериям: - навыки счёта в...

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...