Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем

 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к родной стране. Поэтому, в соответствии с требованием ФГОС ДО, работа воспитателя в ДОО должна быть направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Необходимо донести до ребенка, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. [2; 24]

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины – родного города. Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам если не знаешь своих корней и традиций своего народа. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, краем. [2; 27]

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. [1; 14]

Сейчас, в процессе внедрения ФГОС, мы особое внимание уделяем

правильной, соответствующей возрастным особенностям детей, организации предметно-образовательной среды в группе. Для наглядного восприятия детьми информации о геральдике, символах и народностях края в каждой группе нашего сада оформлены «Патриотические центры».

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. Большая работа проводится в этом направлении в детском саду. Вместе с родителями созданы мини-музеи: «Русская изба», «Русская народная кукла». Экспонаты подбирали из личных коллекций семей или же делали своими руками. Родители и дети принимали активное участие. Благодаря такому наглядному материалу осуществляется обогащение словарного запаса: серп, косить, прялка, рубаха, лапти, гребень, кушак и т.д. Знакомство проходит наглядно, на основе яркого и колоритного материала, что позволяет не просто познакомиться со словом, но и попробовать применить его в жизни.

Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение. [3; 12] Наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, родному языку, бережному отношению к природе.

В процессе общения с воспитанниками педагоги включает в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.

Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников – календарных и христианских. [3; 8]

Именно фольклор должен быть основой основ воспитания, ведь в нем есть все необходимые формы, которые призваны развивать речь ребёнка, его музыкальные способности, логическое и образное мышление, трудовые навыки, призваны воспитать патриота, истинного защитника всего того, что мы называем Родиной. [4; 56]

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. [3; 84]

Народным праздникам у нас уделяется большое внимание. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность.

На Рождество мы разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем для них представления и рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.

Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами.

Праздник Пасхи проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

В медовый и яблочный Спас устраиваем праздничные соревнования.

Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, пением песен, вождением хороводов и чаепитием. А в качестве подарка мы изготавливаем каждому имениннику альбом из детских рисунков.

Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, театрализованных представлений. Таким образом, такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты: сформированы первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки); у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях (доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге).

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, детей знакомим со взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья» , беседы «С кем я живу», наблюдением за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Стараемся донести до ребенка , что все они делают так , чтобы наш город становился красивее, чтобы людям в них жилось лучше. Знакомим детей с историей города. Проводя экскурсии по улицам, мы знакомим их с достопримечательностями города, названиями улиц. Особое внимание в нашем саду уделяется встречам с участниками ВОВ, участниками трудового фронта и их родственниками, которые рассказывают о вкладе наших земляков в победу над фашистами. Результатами таких встреч являются выставки рисунков « Улица, где я живу», «Дети рисуют войну», фотовыствка «Наш город».

В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий. Через экскурсии в парковую зону формируются представления детей о природе родного края. Мы знакомим детей с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривали насекомых. Везде, где мы бывали с детьми, наблюдали, в каком состоянии находится территория, разговаривали о значении содержания её в чистоте. Старалась подвести детей к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым». Знакомство с родным краем вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Традицией нашего сада стало сотрудничество с литературным музем, где их знакомят с творчеством белгородских писателей. Для дошкольников и их родителей действует клуб «Мы читаем всей семьей», работа которого направлена на возрождение традиций семейного чтения и формирование культуры общения с книгой.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,

решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

Список используемой литературы:

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. 2005. -256 с.

3. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно – патриотическое воспитаниедетей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред.– М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ. «Малые зимние олимпийские игры»

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ «Малые зимние олимпийские игры» Праздник с участием сотрудников и администрации ДОУ Место проведения территория ДОУ.Участники: сотрудники...

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Изобразительные материалы – средство художественной выразительности

Читайте также

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых…

Психо-эмоциональный тренинг посвящённый ко Дню «Белой трости» и «Дню слепых людей»: «Мир добрыми глазами» Описание: игровой тренинг для педагогов посвящен Международному Дню...

Проект «Подъемный кран»

Проект «Подъемный кран»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»