Планирование, содержание и условия реализации коррекционной программы для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

На примере индивидуальной образовательной программы развития ребёнка с синдромом Дауна в общеразвивающей группе дошкольного образовательного учреждения

 

Последние годы мы много слышим о реализации права на образование. Необходимость современности и рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) заставили обратить наше внимание и осознать, что эта часть населения нашей страны также как и нормативные дети тоже имеет право на получение образования. На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Для преодоления существующей до недавнего времени социальной несправедливости разрабатывается проект специального федерального государственного стандарта образования для детей с ОВЗ.

Ситуация развития инклюзивных форм образования на сегодняшний день очень актуальна. Ведь процесс включения "особенного" ребёнка в дошкольные и школьные образовательные учреждения — это процесс новый, достаточно трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. В целях изменить сложившееся мнение о безнадежности обучения детей с ОВЗ, правительством Российской Федерации принят ряд законов и нормативных актов с целью оказания помощи в лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чём раньше родители таких детей и не мечтали.

«Государство признаёт право ребёнка с особыми потребностями на специальный уход и должно обеспечивать и гарантировать всестороннюю поддержку ребёнка и опекающих его лиц, в соответствии с его состоянием и материальным положением родителей или опекунов» (Конвенция о правах ребёнка, ООН 1989, статья 23). Пятый принцип Декларации прав ребенка гласит: «Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

Актуальность работы в данном направлении диктуется так же необходимостью неукоснительного выполнения ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (далее ФГОС ДО) (п.1.6), поступлением в группу общеразвивающей направленности нашего дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) ребенка с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, запросом родителей воспитанника.

Цель данной статьи - на основе индивидуальной образовательной программы развития ребёнка с синдромом Дауна в общеразвивающей группе дошкольного образовательного учреждения рассмотреть планирование и содержание педагогической деятельности, а также возможность реализации данной программы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность (синдром Дауна) в контексте внедрения ФГОС.

Объект исследования - дети с интеллектуальной недостаточностью (синдромом Дауна).

Предмет и исследования - инклюзивное образование детей с интеллектуальной недостаточностью (синдромом Дауна) в общеразвивающей группе дошкольного образовательного учреждения.

Планирование - это необходимая, научно обоснованная организация педагогического процесса, которая придаёт ему содержательность, определённость и управляемость. Это заблаговременное определение порядка, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От качества планирования педагогической работы зависит эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми в целом.

Цель планирования - обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

Задачи планирования:

- обеспечение выполнение основной образовательной программы организации;

- организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса;

- осуществление воспитательного процесса с детьми систематически и последовательно.

В виду того, что дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в освоении основной общеобразовательной программы, то и воспитательно-образовательная работа будет иметь индивидуальную направленность и носить адаптированный характер.

На примере работы нашего ДОУ, которое посещают дети с синдромом Дауна, мы выстроили свою работу следующим образом:

Во-первых, были изучены принципы инклюзивного подхода. а именно:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В результате чего был сделан положительный сравнительный анализ соответствия этих принципов с принципами, реализуемым в нашем детском саду.

На основе заключения специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее ГПМПК) и результатов диагностики, проведенной специалистами ДОУ (учитель – дефектолог, учитель – логопед, и педагог – психолог) были разработаны адаптированная образовательная программа и индивидуальный образовательный маршрут для данной категории воспитанников.

Дефектологом, логопедом и психологом проводились консультации с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения состава психолого-медико-педагогической комиссии и координатора по организации инклюзивной практики в ДОУ.

При планировании и организации инклюзивного образования с детьми с интеллектуальной недостаточностью были поставлены следующие задачи:

- повышение профессиональной компетентности педагогов по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями;

- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка с синдромом Дауна;

- формирование в социальном окружении ребенка толерантного сообщества воспитанников (детей), родителей воспитанников и персонала ДОУ;

- создание в ДОУ педагогической системы, сконцентрированной на удовлетворение потребностей ребенка и его семьи;

- формирование междисциплинарной команды специалистов ДОУ, организующих образовательный процесс с детьми с интеллектуальной недостаточностью;

- обеспечение методического сопровождения образовательного процесса;

- создание развивающей предметно – пространственной среды для организации инклюзивного образования в группе;

- создание сетевого взаимодействия с организациями – партнерами, а именно с «Комплексным центром социального обслуживания населения» и его отделением по реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Образовательный процесс для детей с интеллектуальной недостаточностью выстраивается на основе адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута и утверждённого учебного плана.

Кроме того, в план работы с категорией детей с интеллектуальной недостаточностью включены такие разделы, как:

- работа с родителями воспитанников;

- совместная деятельность воспитателя и специалистов в организации образовательного процесса в группах, реализующих инклюзивную практику (Модель системы взаимодействия в рамках сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями приведена в Приложении №1);

- взаимодействия с организациями – партнерами (взаимодействие со специалистами реабилитационного центра).

Специально для детей с особыми образовательными потребностями откорректирован режим пребывания детей в ДОУ (в тёплый и холодный период года), составлены сетки занятий на неделю.

При планировании коррекционных занятий специалисты учитывают содержание основной образовательной программы данной возрастной группы и строят коррекционно-развивающие занятия таким образом, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга, давая тем самым возможность детям с особыми образовательными потребностями участвовать в групповом образовательном процессе.

Программа коррекционной работа предусматривает прохождение четырёх основных этапов: адаптационный, диагностический, основной и заключительный.

На первом - адаптационном этапе - дети с интеллектуальной недостаточностью проходят процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности в дошкольном учреждении. В нашем случае, дети с синдромом Дауна относительно быстро адаптировались в новой среде сверстников - без особых проблем оставались в группе, расставаясь с мамой, хотя до сих пор предпочитают не участвовать в совместной игровой деятельности детей.

Диагностика индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью проводится воспитателями группы, в которой реализуется инклюзивная практика, а также: педагогом – дефектологом, педагогом – логопедом, педагогом – психологом ДОУ, инструкторами по физической культуре и плаванию, музыкальным руководителем. По окончании двух предшествующих периодов, по результатам вводной диагностики педагогическим составом разрабатывается индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) ребенка с особыми образовательными потребностями, составной частью которой стали индивидуальные образовательные маршруты специалистов для каждого воспитанника. ИОП включает рекомендации, выданные специалистами ГПМПК и согласуется с родителями воспитанников.

Основной этап индивидуальной коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях ДОУ состоит в социализации ребенка со сверстниками в группе и всеми участниками воспитательно – образовательного процесса при организации инклюзивного образования. На начальном этапе проекта для определения направления коррекционной работы, за основу были взяты результаты обследования каждого ребенка с особыми потребностями специалистами, проведены ряд систематических наблюдений за детьми с заполнением журналов сопровождения.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и осуществляются при участии воспитателя и узких специалистов. А задачи обучения решаются комплексно, что даёт надежду не только на осуществление самого процесса развития детей с интеллектуальной недостаточностью, но и определяет процесс интеграции их в общество здоровых детей.

В рамках адаптированных программ коррекционно – развивающие занятия проводят воспитатели группы, педагог – дефектолог, педагог – психолог, логопед, инструкторы по физической подготовке, инструктор по плаванию и музыкальный руководитель.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью очень важно многократное повторение и закрепление одного и того же материала на разных видах занятий. Такая структура образовательного процесса обусловлена тем, что у таких детей решение мыслительных задач вызывает значительные затруднения, а наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Кроме того, по-иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Содержание коррекционных программ включает следующие формы работы воспитателя, специалистов и педагогов в группе, реализующей инклюзивную практику:

Подгрупповая работа (работа малыми подгруппами) наиболее полезна и конструктивна при обучении ребенка с ОВЗ взаимодействию со сверстниками и взрослыми. А также она формирует у детей с интеллектуальной недостаточностью навыки поведения в коллективе, умение действовать последовательно, ждать своей очереди для выполнения того или иного действия, действовать совместно с другими детьми.

Индивидуальная работа воспитателя в группах, в которых реализуется инклюзивная практика, строится с учетом рекомендаций специалистов. Для этого в каждой группе, в которых реализуется инклюзивная практика, оформлены коррекционные уголки для индивидуальной работы воспитателя с детьми с особыми образовательными потребностями по заданию специалистов.

Практическая коррекционно-развивающая деятельность узких специалистов ДОУ, задействованных в осуществлении адаптированных программ, выстраивается по индивидуальному перспективному плану, с учетом интеграции и индивидуальных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью. Однако, необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты всё же должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга. Результаты коррекционной работы регулярно обсуждаются специалистами на заседаниях ПМПК ДОУ.

Заключительный этап работы включает подведение итогов работы по реализации коррекционной программы для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. Индивидуальной образовательной программой предусматривается каждые 3-4 месяца проведение мониторинговых исследований для последующей её корректировки и внесением необходимых изменений и дополнений (в зависимости от степени освоения программного материала).

Однако все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если в процесс оказания квалифицированной помощи ребёнку специалистами ДОУ не будут вовлечены сами родители. Поэтому при разработке индивидуальной коррекционной программы необходимо ориентироваться, прежде всего, на запрос семьи и выполнение законодательных и нормативных актов в области образования.

Реализация коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, может осуществляться общеобразовательным учреждением как самостоятельно, так и совместно с другими образовательными организациями. На примере реализации индивидуальной образовательной программы развития ребёнка с синдромом Дауна в общеразвивающей группе нашего дошкольного образовательного учреждения, осуществляется тесное сотрудничество с Благотворительным фондом «Даунсайд Ап» (www.downsideup.org) и отделением реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями «Комплексного центра социального обслуживания населения» (далее КЦСОН). На этапе разработки ИОП со специалистами отделения реабилитации КЦСОН неоднократно обсуждались пути её реализации и возможную результативность. Ведь наши воспитанники и сегодняшний день посещают занятия в комнате Монтессори комплексного центра.

В практической деятельности узких специалистов при реализации ИОП преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Как уже упоминалось выше, практика коррекционно-развивающей деятельности узких специалистов ДОУ, задействованных при реализации адаптированных программ, выстраивается по индивидуальному перспективному плану, с учетом интеграции и индивидуальных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью. Так, например, один из воспитанников с синдромом Дауна посещает по одному индивидуальному запланированному занятию в неделю продолжительностью 10-15 минут следующих специалистов: педагога –дефектолога, логопеда, педагога – психолога, инструктора по физической культуре в спортивном зале и инструктора по физической культуре в бассейне (один раз в две недели каждый). На групповых занятиях художественно-эстетического развития, дети с синдромом Дауна выполняют по возможности доступное, повторяя материал на индивидуальных занятиях с воспитателем в группе (Модель системы взаимодействия в рамках сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями приведена в Приложении №1).

Для полноценной реализации ИОП и достижения поставленных целей и задач немаловажную роль играет кадровое обеспечение, подразумевающее не только наличие специалистов и педагогов, но и своевременное повышение их профессиональной компетенции по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Так в нашем ДОУ провели серию мероприятий: участие педагогов ДОУ в научно - практических конференциях, вебинарах, организация самообучения, проведение педагогом – дефектологом мастер - класса и консультации, участие в профессиональных конкурсах (Всероссийского уровня) с опытом организации инклюзивного образования в ДОУ. Кроме того, все педагоги и воспитатели регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации.

Для специального сопровождения детей с интеллектуальной недостаточностью кабинеты специалистов и группы с пребыванием "особенных" детей оборудуются развивающей предметно-пространственной средой, способствующей гармоничному развитию личности каждого такого ребенка.

Программно-методическое обеспечение процесса коррекционной работы включает в себя коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический инструментарий работы с воспитанниками, с педагогами и с родителями. Кроме этого, методический кабинет образовательного учреждения должен постоянно пополняться и обновляться учебной литературой и пособиями по специальным тематикам коррекционно-развивающей работы с детьми.

Материально-техническое обеспечение при осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, заключается в создании соответствующей материально-технической базы, которая помогла бы обеспечить адаптивную и развивающую среду групп, реализующих ИОП. Так же, необходимо обеспечить возможность беспрепятственного доступа детей с недостатками развития на территории и в стенах образовательного учреждения.

Важным аспектом деятельности группы с инклюзивным образованием является её направленность на работу с семьей в целом с учетом психологических особенностей её членов и динамики семейных отношений. Одной из основных задач является формирование детско-родительских отношений, поскольку успешное развитие ребенка возможно только в условиях его нормального взаимодействия с матерью и близкими людьми.

Ещё одним важный моментом, положенным в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. Таким образом, при организации групповых и индивидуальных занятий с ребенком всегда предусматривается участие родителей.

Взаимодействие с семьёй так же включает в себя свободное посещение родителей ребёнка на групповые и индивидуальные занятия как в ДОУ, так и в реабилитационном центре. ИОП предполагает участие родителей и членов семьи воспитанников с ОВЗ в культурных мероприятиях детского сада (посещение театра, детских музыкальных представлений, открытых занятий, утренников и т.п.).

Работа с родителями невозможна без обмена опытом контакта с детьми с нарушением интеллекта.

Параллельно следует вести работу с родителями детей, не имеющих отклонений в развитии, и убеждать их в том, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее.

Таким образом, в результате реализации индивидуальных адаптированных коррекционно-развивающих программ для детей с интеллектуальной недостаточностью предполагается, что:

1. Дети с ОВЗ начнут эффективно включаться в игровой процесс со сверстниками, а показатели познавательного, когнитивного, речевого развития станут выше;

2. Педагогами будет приобретен опыт организации образовательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью;

3. Родители станут более успешно включаться в процесс социализации и развития ребенка в условиях ДОУ.

Основными критериями результативности коррекционно-развивающей работы можно считать позитивную динамику в развитии каждого из детей, которая определяется путём качественной оценки контрольных параметров (показателей развития: общая моторика, сенсорное развитие, формирование мышления, формирование элементарных количественных представлений, ознакомление с окружающим, развитие речи и обучение грамоте, формирование предметно- игровых действий (обучение игре) и различным видам изобразительной деятельности, ознакомление с художественной литературой, коммуникативное и трудовое развитие (обучение навыка самообслуживания), эмоциональное и физическое развитие.

Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, "особые" дети получают примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая детский сад по месту жительства, они имеют возможность развивать взаимоотношения со сверстниками и детьми, живущими по соседству. Включаясь в среду обычных сверстников, они начинают тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития.

 

Приложение 1

Модель системы взаимодействия в рамках сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

 

диаграмма

 

Список использованных источников:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,

Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1988.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. — 1999. — № 6.

5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3.

6. Информационно-методическое пособие «Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное общего типа», Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ», г.Новосибирск , 2010 г.

7. Конвенция о правах ребёнка.

8. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

10. Интернет сайт Благотворительного фонда «ДаунсайдАП» https://www.downsideup.org/ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок»

Конспект занятия. Лепка. Возраст 2-3 года «Червячки для рыбок» Цель: Учить раскатывать валик (колбаску) из пластилина на доске прямыми движениями рук. Задачи: Обучающие: формировать знание...

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Ключевая роль в обеспечении национальной...

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»

Дополнительная образовательная программа для детей 3-7 лет «Веселая математика»

Читайте также

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...