«Адаптация детей к ДОУ через группу кратковременного пребывания»
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. Группа кратковременного пребывания ставит своей целью создание условий для обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлении в ДОУ. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможности детей раннего возраста.
В 2015-2016 учебном году в нашем детском саду мы организовали две группы детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Количество детей в группах от 10 до 12 человек. Прием новых воспитанников в ГКП организуется в сентябре и продолжается в течении всего учебного года по мере выбывания детей при получении ими путевок в основные группы. Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе (таблица 1, таблица 2).
Таблица №1
Режим дня группы кратковременного пребывания детей №1
Содержание деятельности | Дни недели | ||||
понедельник | вторник | среда
|
четверг | пятница | |
Прием детей, свободные игры, взаимодействие с семьей | 08.00–08.30 | 08.00–08.30 | 08.00–08.30 | 08.00–08.30 | 08.00–08.30 |
Игровая деятельность,
Самостоятельная деятельность |
08.30-09.00 | 08.30-09.00 | 08.30-09.00 | 08.30-09.00 | 08.30-09.00 |
НОД (по подгруппам) | 09.00-09.10
09.20-09.30 |
09.00-09.10
09.20-09.30 |
09.00-09.10
09.20-09.30 |
09.00-09.10
09.20-09.30 |
09.00-09.10
09.20-09.30 |
Самостоятельная деятельность детей, игры | 09.30-10.00 | 09.30-10.00 | 09.30-10.00 | 09.10-10.00 | 09.10-10.00 |
Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность с детьми, игры, развлечения | 10.00-10.45 | 10.00-10.45 | 10.00-10.45 | 10.00-10.45 | 10.00-10.45 |
Уход детей домой | 10.45-11.00 | 10.45-11.00 | 10.45-11.00 | 10.45-11.00 | 10.45-11.00 |
Наш коллектив, осуществляя работу в ГКП, берет за основу программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», использует методики и технологии Т.Г. Казаковой, Л.Н., Павловой и Э.Г. Пилюгиной, А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми с 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Таблица №2
План воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания детей
№
п/п |
Направления (образовательная область) | Виды детской деятельности
(непосредственно образовательная деятельность)
|
Количество
занятий в неделю |
1. | Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром | 1 |
2. | Речевое развитие | Развитие речи | 1 |
Чтение художественной литературы | 1 | ||
3. | Физическое развитие | Физическая культура | 1 |
4. | Художественно – эстетическое развитие | Лепка/рисование | 0.5 / 0.5 |
5. | Социально-коммуникативное развитие | - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; - Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
|
Интегрируется со всеми образовательными областями |
Продолжительность занятий 10 минут |
Так как в ГКП время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу на 3 часа (с 08:00 до 11:00 и с 12:00 до 15:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется в первые попав в совершенно новую обстановку где нет мамы, где много совершенного незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. В возрасте 1,5 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Мы стараемся в это время осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время занятий, мама вернется и обязательно заберёт его домой. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов у детей, мы рекомендуем первое время посещать группу совместно с одним из родителей до полной адаптации ребенка к образовательному учреждению.
Работа с детьми раннего возраста осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения в период адаптации, составляющие основу занятий, способствуют: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию игровых навыков.
Чтобы малыши быстрее адаптировались, мы используем разнообразные сюрпризные моменты, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами. А также объединяют детей, задают детям положительный настрой. В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Назови имя», «Вместе с мишкой» и другие, а так же упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.
Родители так же должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянием на ребенка, его продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев), о возможных нарушениях: настроения, сна, аппетита, иммунитета, поведения. При записи малыша в учреждение родители получают четную информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, что бы этот период для ребенка прошел как можно легче. Мы просим родителей обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, умеет ли играть с игрушками, контактировать с другими детьми, с незнакомыми взрослыми, только в этом случае с ним будет легко и родителями и воспитателю. Правильно вытроенное взаимодействие с семьей призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Для психолога – педагогического просвещения родителей мы разработали план работы с родителями в ГКП (таблица № 3).
Таблица №3
План работы с родителями в группах кратковременного пребывания детей
Направление работы | Содержание основной деятельности | срок | ответственный |
Консультация | «Ступени адаптации»
«Игры в период адаптации» |
октябрь
|
Педагог-психолог
воспитатель |
«Одежда детей в осенний период» | ноябрь | воспитатель | |
«Двигательная активность детей»
|
декабрь | воспитатель | |
«Особенности развития речи ребенка» | январь | Учитель - логопед | |
«Детские капризы»
|
февраль | Педагог-психолог | |
«Методы закаливания» | март | Старшая медсестра | |
«Организация летнего отдыха малыша» | май | Зам.зав. по УВР | |
Родительское собрание | «Организация работы в группе кратковременного пребывания» | сентябрь | Заведующий |
Индивидуальные консультации | По запросам родителей | В течение года | Заведующий
Зам. зав. по УВР Специалисты |
Как показывает практика дети ГКП легче адаптируются к образовательному учреждению, не испытывают проблем во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, у них реже наблюдаются трудности в игровой и познавательной деятельности. Таким образом, мы считаем нашу работу эффективной.
Список литературы.
- Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3лет. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
- Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа/авт.- сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). - 72 с.
Читайте также |
---|
Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей
Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
«Румяная матрёшка – душа России»
«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...