Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Многие научные исследования свидетельствуют о том, что в последнее время здоровье детей ухудшилось и приняло масштабный характер. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. А что же такое здоровье? По определению Устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Актуальность изучения формирование основ здорового образа жизни у детей во многом обусловлена тем, что только в дошкольном возрасте можно создать все условия для целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы, для педагогического процесса, согласованного, конечно с родителями.
Впервые о необходимости формирования основ здорового образа жизни у дошкольников заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Изучением формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А. Л. Венгера, М.И. Лисиной и др.
Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. говорит о том, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму, как к ценности. Как утверждает Р. И. Айзман «Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма». [1, с 12].
Давайте нарисуем портрет здорового ребенка – жизнерадостный, активный, любознательный и от того, насколько ребенок будет здоров, зависит его дальнейшая жизнь, физическое и умственное развитие, учеба в школе, вера в свои силы.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже с самого рождения, в ясельной группе детского сада. Но главное препятствие - отсутствие правильного отношения к своему здоровью. Ребенка хотят видеть здоровым родители, общество, и все вместе мы внушаем ему свое представление о здоровье. Главное, чтобы ребенок понял насколько важно иметь собственные жизненные позиции в выборе образа жизни, научить оценивать свое физическое состояние, основываясь на своих ощущениях и в итоге понимать все ответственность за свое будущее здоровье. Очень важно сформировать систему мероприятий, которая даст возможности управления здоровьем детей в детском саду, в семье, в обществе.
Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для результативной деятельности по формированию здорового образа жизни необходим тесный контакт с семьей. Забота о развитии и здоровье ребенка по существу начинается с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку. Обсуждение детей и родителей успехов в спорте, совместное участие в спортивных праздниках, соревнованиях, аттракционах в дошкольном учреждении, парке или на дворовой площадке вызывает у детей стремление быть активными, формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и своим товарищам. Ребенок особенно восприимчив к убеждениям, положительному примеру мамы, папы, сестры, брата, укладу жизни всей семьи. Для малыша очень важен пример взрослого. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо правильно использовать методы педагогической работы, вовлекать родителей в активный воспитательно–образовательный процесс, чтобы полученные ими знания применялись в конкретной работе по приобщению детей к здоровому образу жизни. Если работа, проводимая в детском саду, закрепляется ежедневными упражнениями и играми дома, при этом обращается внимание на индивидуальные особенности ребенка, используются разнообразные игры и упражнения, у детей развивается положительное отношение к здоровому образу жизни.
В целом, задачи по формированию здорового образа жизни во всех методических рекомендациях очень похожи. Более интересно и подробно, на мой взгляд, изложено планирование задач по воспитанию и формированию, укреплению и сохранению здоровья детей у Л. В. Гаврючиной. [2, с 3].
Формирование основ здорового образа жизни осуществляется во всех видах деятельности ребенка: занятиях, в играх, во время проведения различных тематических досугов, праздников, чтении художественной литературы. Можно использовать теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста), эмпирические методы (наблюдение, прогулки, опрос, тестирование).
Очень важна организация двигательного режима: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, активный отдых, индивидуальная работа с подвижными детьми. Хороший отклик у детей находят специальные оздоровительные упражнения, применяемые на физкультурных занятиях: дыхательная гимнастика, упражнения после сна, игровой самомассаж, упражнения для формирования навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия, релаксация.
Работу по формированию основ здорового образа жизни желательно проводить систематически и последовательно. Первой ступенькой должно стать изучение традиций и особенностей семьи. Большинство родителей с удовольствием принимают участие в оздоровлении своих детей, но не знают с чего можно начать. И поэтому вторая ступенька – это просвещение и консультирование родителей, индивидуальная работа. Третьей ступенькой может стать совместная работа родителей и детей. Здесь хорошо использовать физкультурные праздники и развлечения, Дни здоровья, Малые Олимпийские игры, совместные викторины.
Также для работы с родителями можно использовать информацию по профилактике плоскостопия, правильной осанки, материал по закаливанию детей в домашних условиях, сделать подборку игр с детьми на улице в разное время года и т. д. Все это должно быть красочно оформлено и представлено в доступном виде.
При проведении родительских собраний, дней открытых дверей, рекомендуется использовать различные тематические беседы: о значении профилактики заболеваний; разных видах закаливания; дыхательной гимнастике; массаже, корригирующей гимнастике и пр., очень полезны дидактические, словесные, подвижные игры, в процессе которых родители и дети, в игровой форме, узнают о правильном питании, бережном отношении к своему организму, правилах личной гигиены, о беговых нагрузках и пользе бега.
Главным результатом работы педагогов и семьи по формированию здорового образа жизни, станет низкий уровень заболеваемости, высокий потенциал умственной и физической работоспособности, эмоциональная устойчивость, умение противостоять стрессам.
Но, чтобы система по формированию здорового образа жизни работала, нельзя забывать о правильном питании, хорошо организованном режиме дня ребенка в ДОУ и семье, активном отдыхе на свежем воздухе, занятиях в спортивных секциях. Выполнение режима дня, прежде всего, это укрепление нервной системы детей и это очень важно. Если ребенок капризен, возбужден, раздражительный, то его переход в школу будет проходить с большими трудностями.
В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день актуальна проблема взаимодействия педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Таким образом, всестороннее изучение проблемы взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, подтвердило ее значимость и может быть признана приоритетной, и та оздоровительная работа, которая ведется в детском саду, имеет продолжение в домашних условиях, обеспечивая ее непрерывность, а значит и эффективность.
Литература:
- Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. / Р. И. Айзман – Новосибирск, 2010.-198 с.
- Алямовская, В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2011. - № 4. - С. 7-23.
- Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие/ Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160.
- Деркунская, В. А. Интергративные формы совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей в детском саду. В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 10-14.
- Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями/ Е. Рылеева// Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С.57.
Читайте также |
---|
Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»
Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…
Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»