Игры – тренажеры, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Мы живем в век быстрого, даже стремительного развития электроники: компьютеры, планшеты, телефоны и множество гаджетов, которые вошли в нашу жизнь и очень быстро вытеснили живое общение взрослого и ребенка.
Процесс воспитания многие родители доверили на плечи электронной технике, даже не задумываясь о последствиях, нанесенных здоровью и психическому развитию малыша. В своей работе мы все чаще сталкиваемся с детьми, имеющими отставание в развитии речи. Проявляется это в том, что они мало или плохо говорят, и их словарный запас очень беден. Как следствие идет замедление мышления, памяти, воображения, фантазий и творческой активности у воспитанников. Наша задача, как педагогов, заполнить внутреннюю пустоту ребенка представлениями об окружающем мире, расширить его мировоззрение и кругозор.
Так как речь напрямую зависит от развития мелкой моторики рук, мы с раннего дошкольного возраста начинаем работу над развитием координации между командами головного мозга и движениями рук, то есть с сенсорного развития, процессом полноценного всестороннего развития детей. Как сказал Сухомлинский В.А.- «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Сенсорика» в переводе с латыни означает «восприятие», осуществляющееся посредством органов чувств. В психологии и физиологии «сенсорный» значит «данный в ощущениях». В педагогической науке есть разные подходы к воспитанию чувств (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Все эти системы отличаются друг от друга разными подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. От выбора подхода и зависит содержание сенсорного воспитания, его методика.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, важнейшей ступенью, которого является чувственный опыт. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что:
- является основой для интеллектуального развития:
- развивает представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, воображение и внимание, влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- способствует овладению новыми способами познания;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;
- готовит к реальной жизни и влияет на эстетическое чувство.
Любая информация, поступающая к ребенку, идет через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. В свою очередь каждый орган чувств получает, а затем перерабатывает свой специфический вид информации. А в природе каждый предмет может обладать разными видами информации, то есть разными свойствами. Вот уже на протяжении двух лет мы активно обновляем развивающую предметно-пространственную среду группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностях детей, направленных на развитие органов чувств.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Наиболее полно развить восприятие, чувственность и тактильные ощущения позволяют дидактические игры.
С целью повышения сопротивляемости организма и укрепления дыхательной мускулатуры создали дидактическую игру «Узнай по запаху». Описание: проколотые яйца из киндер - сюрприза мы наполняем чесноком, луком, корками от апельсина, лимона, мандарина, также используем травы - мята, лаванда и другие, и даем детям определить, что где находится. Так же с помощью родителей изготовили аромоподушек (для облегчения процессов адаптации детей, укрепления иммунитета), и аромомедальоны (чеснок), которые дети носят в течении дня.
Для укрепления и развития мышц дыхательного аппарата, в центре сенсорики подобраны игры и упражнения, такие как: «Снежинки», «Часики», «Подуем на листочки», «Пузырь», «Ветерок», «Чья птичка дальше улетит?»
Для развития воображение и тактильных ощущений родители сшили настольную игру: «Веселый цветок», где каждый лепесток украшен молнией, пуговицами, различными застежками. Помимо главной цели, игра направлена на сплоченность детского коллектива, умения договариваться, помогать друг другу.
Игра – тренажёр – «Накорми деток». Задачи развитие координации движений рук, создание эмоционально положительного настроения, развитие интереса и побуждения к действиям.
Сенсорная книга используется для развития тактильных ощущений у детей, развития мелкой моторики рук, закрепление цвета, составление описательных рассказов. Помогает формировать способности к общению и различию, ориентируясь на внешние качества, знакомить с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий).
Так же центр наполнен индивидуальными контейнерами, которые используются для массажа пальчиков, ладоней.
Развиваем двигательные навыки глазных мышц с помощью таких упражнений, как «Где бабочка», «Белка и дятел», «Мигалочки», «Стрекоза», «Угадай – ка», дидактические игры: «Как я вижу через цветные очки», «Можно ли обойтись без глаз?», «Есть ли у глаз помощники?», подвижная игра «Жмурки» и многие другие.
Основное отличие этих игр - тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую, сюжетную деятельность, использоваться в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Анализируя свою деятельность, мы пришли к выводу, что сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты деятельности детей.
Список литературы:
1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М.: «Просвещение», 1988.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
3. http://yandex.ru/clck/jsredir
Читайте также |
---|
Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?
Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...
Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…
Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...