Содержание сформированности ключевых компетенций, у дошкольников в двигательной деятельности
Двигательная деятельность детей, в дошкольных учреждениях, организуется с целью укрепления здоровья и развития у дошкольников способности к успешному решению возникающих двигательных задач.
Для укрепления здоровья дошкольников и повышения работоспособности детского организма исследователями - физиологами подчеркивается, что значительную долю в режиме дня дошкольных учреждений должна занимать двигательная активность (С. Громбах, А. Нерсесян, Г. Юрко и др.). Для расширения функциональных возможностей детей она должна составлять не менее 50 % время бодрствования. Двигательная деятельность дошкольников организуется как через специально организованные формы работы (физкультурные занятия, физкультминутки, утреннюю гимнастику, подвижные игры и т.д.), которые проводит педагог, так и через собственную детскую двигательную деятельность, возникающую по инициативе самих детей, управляемую ими, построенную на их интересе. Участие в любой двигательной деятельности направлено на обогащение двигательного опыта ребенка, целесообразное использование двигательных умений и навыков для решения стоящих двигательных задач в специально созданных условиях, игровых ситуациях и жизненных обстоятельствах. При этом важен не процесс выполнения движений, что характерно для решения оздоровительных задач, а достижение эффективности в действиях, выигрыша, победы. Поэтому требуется с наименьшей затратой сил, за наименьшее время достигнуть наивысшего результата.
Действуя в подвижных играх и жизненных ситуациях, дошкольник вынужден каждый раз заново решать стоящую двигательную задачу, так как условия выполнения физических упражнений не остаются постоянными. Ребенок ставится перед необходимостью творчески использовать имеющийся двигательный опыт и знания для успешного решения возникающих задач в короткий промежуток времени. Создаются благоприятные условия для развития у детей дошкольного возраста компетентности в двигательной деятельности.
Прежде всего, следует выделить ключевые компетенции, которые позволят обеспечить развитие у дошкольников умений управлять своей деятельностью, видоизменять ее в зависимости от складывающихся условий и индивидуальных особенностей, с учетом своих достоинств и преимуществ. В связи с этим речь идет о возможности формирования у дошкольников самостоятельности в планировании, организации и осуществлении двигательной деятельности. Базой для этого являются знания, умения и навыки, причем, для каждого вида деятельности существует свой набор познавательных и практических компонентов. Реализация намеченного плана требует от ребенка мобилизации нравственно-волевых качеств и благоприятного эмоционального настроя.
Важнейшим показателем компетентности ребенка в деятельности служит успешность в достижении желаемого результата. Психологи, изучающие возрастные особенности дошкольников (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др.), отмечали, что потребность чувствовать себя компетентным, способным достичь успеха, характерна для детей 4 – 7 лет. Если удовлетворение этой потребности периодически блокируется, усилия детей достичь умелости и чувство компетентности причиняют им слишком много неприятностей и трудностей, они могут оставить попытки и стать пассивными, что неблагоприятно сказывается на развитии личности ребенка, его здоровье. В дальнейшем такие дети не развивают у себя исследовательского, активного и уверенного подхода к учебной деятельности. Поэтому воспитание у ребенка уверенности в своей способности научиться чему-либо является серьезной задачей, стоящей перед взрослым.
Формирование успешности в двигательной деятельности, на наш взгляд, должно включать технологическую, информационную и социально-коммуникативную компетенции. Рассмотрим содержание и мониторинг каждой.
Анализ образовательных программ для ДОУ показал, что ни в одной из них не представлен объем знаний в области физической культуры. Использование физических упражнений направлено на физическую подготовленность дошкольников, развитие работоспособности органов и систем, овладение правильным выполнением основных движений. Хотя основные движения широко применяются для решения двигательных задач в игровой и жизненной ситуациях, не ставится вопрос о приучении детей действовать рационально и эффективно в практических обстоятельствах. В связи с этим возникает и другой вопрос – с какой целью дошкольники усваивают разные способы выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания, подлезания, если не раскрывается связь выбора способа действия с условиями их осуществления.
Так как основные движения носят прикладной характер и широко используются в повседневной жизни человека, то задача обучения этим движениям может считаться завершенной, если ребенок научится целесообразно пользоваться ими при решении практических двигательных задач в различных жизненных ситуациях.
Читайте также |
---|
Тематические недели в ДОУ
Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...
Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…
Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...