Содержание сформированности ключевых компетенций, у дошкольников в двигательной деятельности

 

Двигательная деятельность детей, в дошкольных учреждениях, организуется с целью укрепления здоровья и развития у дошкольников способности к успешному решению возникающих двигательных задач.

Для укрепления здоровья дошкольников и повышения работоспособности детского организма исследователями - физиологами подчеркивается, что значительную долю в режиме дня дошкольных учреждений должна занимать двигательная активность (С. Громбах, А. Нерсесян, Г. Юрко и др.). Для расширения функциональных возможностей детей она должна составлять не менее 50 % время бодрствования. Двигательная деятельность дошкольников организуется как через специально организованные формы работы (физкультурные занятия, физкультминутки, утреннюю гимнастику, подвижные игры и т.д.), которые проводит педагог, так и через собственную детскую двигательную деятельность, возникающую по инициативе самих детей, управляемую ими, построенную на их интересе. Участие в любой двигательной деятельности направлено на обогащение двигательного опыта ребенка, целесообразное использование двигательных умений и навыков для решения стоящих двигательных задач в специально созданных условиях, игровых ситуациях и жизненных обстоятельствах. При этом важен не процесс выполнения движений, что характерно для решения оздоровительных задач, а достижение эффективности в действиях, выигрыша, победы. Поэтому требуется с наименьшей затратой сил, за наименьшее время достигнуть наивысшего результата.

Действуя в подвижных играх и жизненных ситуациях, дошкольник вынужден каждый раз заново решать стоящую двигательную задачу, так как условия выполнения физических упражнений не остаются постоянными. Ребенок ставится перед необходимостью творчески использовать имеющийся двигательный опыт и знания для успешного решения возникающих задач в короткий промежуток времени. Создаются благоприятные условия для развития у детей дошкольного возраста компетентности в двигательной деятельности.

Прежде всего, следует выделить ключевые компетенции, которые позволят обеспечить развитие у дошкольников умений управлять своей деятельностью, видоизменять ее в зависимости от складывающихся условий и индивидуальных особенностей, с учетом своих достоинств и преимуществ. В связи с этим речь идет о возможности формирования у дошкольников самостоятельности в планировании, организации и осуществлении двигательной деятельности. Базой для этого являются знания, умения и навыки, причем, для каждого вида деятельности существует свой набор познавательных и практических компонентов. Реализация намеченного плана требует от ребенка мобилизации нравственно-волевых качеств и благоприятного эмоционального настроя.

Важнейшим показателем компетентности ребенка в деятельности служит успешность в достижении желаемого результата. Психологи, изучающие возрастные особенности дошкольников (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др.), отмечали, что потребность чувствовать себя компетентным, способным достичь успеха, характерна для детей 4 – 7 лет. Если удовлетворение этой потребности периодически блокируется, усилия детей достичь умелости и чувство компетентности причиняют им слишком много неприятностей и трудностей, они могут оставить попытки и стать пассивными, что неблагоприятно сказывается на развитии личности ребенка, его здоровье. В дальнейшем такие дети не развивают у себя исследовательского, активного и уверенного подхода к учебной деятельности. Поэтому воспитание у ребенка уверенности в своей способности научиться чему-либо является серьезной задачей, стоящей перед взрослым.

Формирование успешности в двигательной деятельности, на наш взгляд, должно включать технологическую, информационную и социально-коммуникативную компетенции. Рассмотрим содержание и мониторинг каждой.

Анализ образовательных программ для ДОУ показал, что ни в одной из них не представлен объем знаний в области физической культуры. Использование физических упражнений направлено на физическую подготовленность дошкольников, развитие работоспособности органов и систем, овладение правильным выполнением основных движений. Хотя основные движения широко применяются для решения двигательных задач в игровой и жизненной ситуациях, не ставится вопрос о приучении детей действовать рационально и эффективно в практических обстоятельствах. В связи с этим возникает и другой вопрос – с какой целью дошкольники усваивают разные способы выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания, подлезания, если не раскрывается связь выбора способа действия с условиями их осуществления.

Так как основные движения носят прикладной характер и широко используются в повседневной жизни человека, то задача обучения этим движениям может считаться завершенной, если ребенок научится целесообразно пользоваться ими при решении практических двигательных задач в различных жизненных ситуациях.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...

Читайте также

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...

Давайте посмотрим на мир, глазами детей

Давайте посмотрим на мир, глазами детей Когда ребенок появляется на свет, он еще не знает, что его ждет, как много ему предстоит...