Организация коррекционной гимнастики после дневного сна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Правильное пробуждение является одним из важнейших аспектов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка.
С этой целью после дневного сна проводится гимнастика, которая в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает:
- улучшить настроение детей;
- поднять их мышечный тонус;
- способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой, её следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Дети, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика является важной мерой для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.
Главное правило при пробуждении – это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими мероприятиями с использованием массажных ковриков, ортопедических дорожек и тренажёров простейшего типа.
Такое пробуждение проходит безболезненно для ребёнка. Он легко включается в игровые упражнения, получает положительный эмоциональный настрой, легко переходит к игровой деятельности.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- гимнастика с использованием тренажёров;
- гимнастика сюжетно-ролевого характера.
Предлагаем рассмотреть примерные варианты гимнастики после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна проводится под негромкую музыку в кроватях. Дети выполняют следующие упражнения.
Упражнения в положении «лежа на спине».
«Потянулись»
Поднять голову и посмотреть на свои носки, носки тянем на себя, руки вдоль туловища. (6 раз.)
«Растишка»
Голова, туловище и ноги по одной прямой линии, руки вытянуты вверх. Потянуться. (6 раз)
«Здравствуйте-прощайте»
Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (7 раз.)
«Волна»
Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить ноги, пауза 3-5 секунд и повторить упражнение 3-5 раз.
«Крокодильчики»
Поочередное поднимание прямых ног. Руки вдоль туловища. (8 раз.)
«Велосипед»
Руки вдоль туловища. Согнуть ноги, приподнять, имитировать движение велосипеда 5-6 секунд. Упражнение повторить 4 раза.
«Паучок»
Руки и ноги разведены в стороны – вдох, выдох – руки и ноги прижали к туловищу (ноги согнуть в коленях, руки согнуть в локтях). Упражнение повторить 4 раза.
Упражнения в положении «лежа на животе».
«Рыбка»
Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги. Пауза (расслабление) 6-8 секунд. Упражнение повторить 3-4 раза.
«На пляже»
Руки под подбородком, попеременное сгибание ног в коленных суставах. 6-8 секунд.
«Самолет»
Голова, туловище и ноги по одной прямой линии, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны, задержаться в этом положении на счет четыре. Пауза (расслабление) 3-5 секунд Упражнение повторить 4 раза.
Положение «сидя».
Самомассаж рук, ног (поглаживание).
Самомассаж стоп – проводится кулачками.
Гимнастика после дневного сна завершается ходьбой по ортопедическим дорожкам и упражнениями на массажных ковриках (перекаты с пятки на носок, имитация ходьбы с высоким подниманием колен).
Коррегирующие упражнения для стоп.
- Захват стопой мелких предметов.
- Катание массажного мяча.
Оздоровительная гимнастика игрового характера после дневного сна.
- Движения выполняются детьми в соответствии со словами педагога.
Тили-тили-тили-дон!
Что за странный перезвон?
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.
Прогони остатки сна,
Одеяло в сторону!
Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово.
Мы проснулись, потянулись,
С боку набок повернулись
И обратно потянулись.
И ещё один разок
С боку набок повернулись
И обратно потянулись.
Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пёстрые порхают –
Это бабочки летают.
Встали у кровати дружно
И посмотрим мы в окно.
Шёл петух по двору,
Крикнул нам "Ку-ка-ре-ку!"
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.
Ну, и мы в ответ ему
Крикнем все "Ку-ка-ре-ку!"
Побежали по дорожке.
- Ходьба по массажным коврикам. Ходьба на носках.
На носочки встанем все – сразу подрастём.
На носочки встанем все и вот так пойдём.
Спинка прямо – взгляд вперёд. Не стучи ногами!
Научились так ходить и покажем маме.
- Упражнение "Зарядка" – движение выполняются в соответствии с текстом.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали.
Спрятали за спину их,
Оглянулись
Через право плечо,
Через левое ещё,
Дружно присели,
Пяточки задели,
Опустили руки вниз.
Комплекс игровой гимнастики после дневного сна с элементами массажа.
Воспитатель включает тихую спокойную музыку. Дети, лёжа в постели, поверх одеяла, выполняют следующие упражнения:
- "Потянись"
Исходное положение – лёжа на спине. Руки вдоль туловища. Поднять руки над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища в И.п. Повторить 3 раза.
- "Ножки проснулись"
И.п. – лёжа на спине. Сгибать и разгибать стопы. Повторить 6 раз.
3. "Танец жука"
И.п. – лёжа на спине. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание кистей и стоп с произношением звука "Ж-ж-ж". Повторить 3-4 раза.
4. "Птичка"
И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперёд – в стороны – вперёд. Вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.
5. "Окошко"
И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытянуть руки вверх, пальцы сплетены в замок, задержаться в этом положении на счёт 2-4-6. Вернуться в и.п.
Оздоровительная гимнастика №2
- Массаж спины "Дождик"
Дети встают друг за другом "паровозиком" и хлопают друг друга ладошками по спинкам.
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом.
По весёлой звонкой крыше – бом, бом, бом.
(постукивают пальчиками)
Дома, дети, посидите - бом, бом, бом.
(легко постукивают кулачками)
Никуда не выходите - бом, бом, бом.
(кладут ладони на плечи впередистоящего ребёнка и разминают пальцами его плечи).
А уйду – тогда гуляйте. Бом, бом, бом.
(поглаживают спину мягкими движениями ладоней)
- Ходьба по извилистой дорожке.
Ходьба с перешагиванием через предметы (высота – 20-25см).
- Упражнение "Листья"
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят.
(дети выполняют упражнение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят.
(дети поднимаются и кружатся)
- Звукотерапия.
"И" – вибрирует гортань, уши – улучшается слух.
"В" – исправляет недостатки в нервной системе, в головном и спинном мозге.
Комплекс сюжетно-игровой гимнастики после дневного сна
"Я на солнышке лежу"
- Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось.
Исходное положение – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, носки на себя, потянуться, задержаться в этом положении и вернуться в И.п. Повторить 2-3 раза.
- Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору,
Вспомним речку голубую
И песок на берегу.
И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперёд с одновременным подниманием ног, задержаться в этом положении и вернуться в И.п. Повторить 2-3 раза.
3. Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я всё лежу
И на солнышко гляжу.
И.п. – лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Темп средний, повторить 8-10 раз.
4. А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
И.п. – Лёжа на животе. Поднять голову, плечи, грудь, руками имитировать плавание брасом.
5. Вышли на берег крутой
И отправились домой.
И.п. – лёжа на спине, руки на поясе, ноги согнуты в коленях. Сгибать и разгибать ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, имитируя ходьбу. Выполнять упражнение в среднем темпе.
6. Дыхательная гимнастика "Гребля".
И.п. – сидя, ноги врозь, руки на поясе. Вдох – живот втянуть, руки вытянуты вперёд, задержать дыхание на "раз, два", на "три" – выдох, живот выпятить, руки развести в стороны. Повторить 4-5 раз.
7. А теперь гуськом, гуськом
По дорожкам пешком.
а) Ходьба по массажным коврикам и дорожкам.
б) Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями внутрь.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крышу.
На носочках поднимись
И макушечкой тянись!
Солнце в небе высоко –
Дотянуться нелегко.
С каждым шагом –
Выше, выше!
Будем к солнышку
Поближе.
П/и "Солнышко и дождик":
Задачи:
- удовлетворить потребность детей в движении;
- развивать внимание;
- упражнять в координации движений;
- учить умению действовать по сигналу педагога.
Материалы и оборудование: массажные коврики.
Содержание:
Педагог говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят по ковру в спальне. На слова педагога "Дождик, скорее домой!" дети бегут в "домик" и встают на свой массажный коврик.
Можно предложить детям разнообразные движения: бегать на носочках, ходить на пятках, ходить с высокоподнятым коленом, прыгать на двух ногах и т.п.
Читайте также |
---|
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей…
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР Время является особенно сложным объектом познания для...
Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…
Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...
Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей
Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...