Организация коррекционной гимнастики после дневного сна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Правильное пробуждение является одним из важнейших аспектов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка.

  С этой целью после дневного сна проводится гимнастика, которая в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает:

- улучшить настроение детей;

- поднять их мышечный тонус;

- способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой, её следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Дети, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика является важной мерой для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Главное правило при пробуждении – это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими мероприятиями с использованием массажных ковриков, ортопедических дорожек и тренажёров простейшего типа.

Такое пробуждение проходит безболезненно для ребёнка. Он легко включается в игровые упражнения, получает положительный эмоциональный настрой, легко переходит к игровой деятельности.

В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- гимнастика с использованием тренажёров;

- гимнастика сюжетно-ролевого характера.

Предлагаем рассмотреть примерные варианты гимнастики после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна проводится под негромкую музыку в кроватях. Дети выполняют следующие упражнения.

Упражнения в положении «лежа на спине».

«Потянулись»

Поднять голову и посмотреть на свои носки, носки тянем на себя, руки вдоль туловища. (6 раз.)

«Растишка»

Голова, туловище и ноги по одной прямой линии, руки вытянуты вверх. Потянуться. (6 раз)

«Здравствуйте-прощайте»

Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (7 раз.)

«Волна»

Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить ноги, пауза 3-5 секунд и повторить упражнение 3-5 раз.

«Крокодильчики»

Поочередное поднимание прямых ног. Руки вдоль туловища. (8 раз.)

«Велосипед»

Руки вдоль туловища. Согнуть ноги, приподнять, имитировать движение велосипеда 5-6 секунд. Упражнение повторить 4 раза.

«Паучок»

Руки и ноги разведены в стороны – вдох, выдох – руки и ноги прижали к туловищу (ноги согнуть в коленях, руки согнуть в локтях). Упражнение повторить 4 раза.

Упражнения в положении «лежа на животе».

«Рыбка»

Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги. Пауза (расслабление) 6-8 секунд. Упражнение повторить 3-4 раза.

«На пляже»

Руки под подбородком, попеременное сгибание ног в коленных суставах. 6-8 секунд.

«Самолет»

Голова, туловище и ноги по одной прямой линии, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны, задержаться в этом положении на счет четыре. Пауза (расслабление) 3-5 секунд Упражнение повторить 4 раза.

Положение «сидя».

Самомассаж рук, ног (поглаживание).

Самомассаж стоп – проводится кулачками.

Гимнастика после дневного сна завершается ходьбой по ортопедическим дорожкам и упражнениями на массажных ковриках (перекаты с пятки на носок, имитация ходьбы с высоким подниманием колен).

Коррегирующие упражнения для стоп.

  1. Захват стопой мелких предметов.
  2. Катание массажного мяча.

Оздоровительная гимнастика игрового характера после дневного сна.

  1. Движения выполняются детьми в соответствии со словами педагога.

Тили-тили-тили-дон!

Что за странный перезвон?

То будильник наш звенит,

Просыпаться нам велит.

Прогони остатки сна,

Одеяло в сторону!

Нам гимнастика нужна,

Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись,

С боку набок повернулись

И обратно потянулись.

И ещё один разок

С боку набок повернулись

И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,

На педали встали.

Быстрей педали я кручу

И качу, качу, качу.

Очутились на лугу.

Крылья пёстрые порхают –

Это бабочки летают.

Встали у кровати дружно

И посмотрим мы в окно.

Шёл петух по двору,

Крикнул нам "Ку-ка-ре-ку!"

Крыльями похлопал,

Ножками потопал.

Ну, и мы в ответ ему

Крикнем все "Ку-ка-ре-ку!"

Побежали по дорожке.

  1. Ходьба по массажным коврикам. Ходьба на носках.

На носочки встанем все – сразу подрастём.

На носочки встанем все и вот так пойдём.

Спинка прямо – взгляд вперёд. Не стучи ногами!

Научились так ходить и покажем маме.

  1. Упражнение "Зарядка" – движение выполняются в соответствии с текстом.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны

Согнули,

Вверх подняли,

Помахали.

Спрятали за спину их,

Оглянулись

Через право плечо,

Через левое ещё,

Дружно присели,

Пяточки задели,

Опустили руки вниз.

Комплекс игровой гимнастики после дневного сна с элементами массажа.

Воспитатель включает тихую спокойную музыку. Дети, лёжа в постели, поверх одеяла, выполняют следующие упражнения:

  1. "Потянись"

Исходное положение – лёжа на спине. Руки вдоль туловища. Поднять руки над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища в И.п. Повторить 3 раза.

  1. "Ножки проснулись"

И.п. – лёжа на спине. Сгибать и разгибать стопы. Повторить 6 раз.

3. "Танец жука"

И.п. – лёжа на спине. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание кистей и стоп с произношением звука "Ж-ж-ж". Повторить 3-4 раза.

4. "Птичка"

И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперёд – в стороны – вперёд. Вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.

5. "Окошко"

И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытянуть руки вверх, пальцы сплетены в замок, задержаться в этом положении на счёт 2-4-6. Вернуться в и.п.

Оздоровительная гимнастика №2

  1. Массаж спины "Дождик"

Дети встают друг за другом "паровозиком" и хлопают друг друга ладошками по спинкам.

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом.

По весёлой звонкой крыше – бом, бом, бом.

(постукивают пальчиками)

Дома, дети, посидите - бом, бом, бом.

(легко постукивают кулачками)

Никуда не выходите - бом, бом, бом.

(кладут ладони на плечи впередистоящего ребёнка и разминают пальцами его плечи).

А уйду – тогда гуляйте. Бом, бом, бом.

(поглаживают спину мягкими движениями ладоней)

  1. Ходьба по извилистой дорожке.

Ходьба с перешагиванием через предметы (высота – 20-25см).

  1. Упражнение "Листья"

Листья осенние тихо кружатся.

(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят.

(дети выполняют упражнение руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.

(дети поднимаются и кружатся)

  1. Звукотерапия.

"И" – вибрирует гортань, уши – улучшается слух.

"В" – исправляет недостатки в нервной системе, в головном и спинном мозге.

Комплекс сюжетно-игровой гимнастики после дневного сна

"Я на солнышке лежу"

  1. Солнышко проснулось

И нам всем улыбнулось.

Исходное положение – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, носки на себя, потянуться, задержаться в этом положении и вернуться в И.п. Повторить 2-3 раза.

  1. Вспомним солнечное лето,

Вспомним вольную пору,

Вспомним речку голубую

И песок на берегу.

И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки вперёд с одновременным подниманием ног, задержаться в этом положении и вернуться в И.п. Повторить 2-3 раза.

3. Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Только я всё лежу

И на солнышко гляжу.

И.п. – лёжа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Темп средний, повторить 8-10 раз.

4. А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно.

И.п. – Лёжа на животе. Поднять голову, плечи, грудь, руками имитировать плавание брасом.

5. Вышли на берег крутой

И отправились домой.

И.п. – лёжа на спине, руки на поясе, ноги согнуты в коленях. Сгибать и разгибать ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, имитируя ходьбу. Выполнять упражнение в среднем темпе.

6. Дыхательная гимнастика "Гребля".

И.п. – сидя, ноги врозь, руки на поясе. Вдох – живот втянуть, руки вытянуты вперёд, задержать дыхание на "раз, два", на "три" – выдох, живот выпятить, руки развести в стороны. Повторить 4-5 раз.

7. А теперь гуськом, гуськом

По дорожкам пешком.

а) Ходьба по массажным коврикам и дорожкам.

б) Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями внутрь.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крышу.

На носочках поднимись

И макушечкой тянись!

Солнце в небе высоко –

Дотянуться нелегко.

С каждым шагом –

Выше, выше!

Будем к солнышку

Поближе.

П/и "Солнышко и дождик":

Задачи:

- удовлетворить потребность детей в движении;

- развивать внимание;

- упражнять в координации движений;

- учить умению действовать по сигналу педагога.

Материалы и оборудование: массажные коврики.

Содержание:

Педагог говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят по ковру в спальне. На слова педагога "Дождик, скорее домой!" дети бегут в "домик" и встают на свой массажный коврик.

Можно предложить детям разнообразные движения: бегать на носочках, ходить на пятках, ходить с высокоподнятым коленом, прыгать на двух ногах и т.п.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей…

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР Время является особенно сложным объектом познания для...

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей

Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного…

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка. Геометрические счеты для участка детского сада Цель: Закрепить знания детей...

Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Значимость использования лэпбука, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста 22 августа 2021 г. наша Республика Коми отметила свой 100 -...