Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

 

Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, убеждена в том, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

ФГТ направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (пункт 3.3.6).

Детское изобразительное творчество как раз и направлено на достижение данных целей развития детей дошкольного возраста.

Ведь занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручному труду способствуют развитию познавательных интересов ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, а это в свою очередь выражается в создании детьми разнообразных поделок, рисунков, индивидуальных и коллективных работ по художественному творчеству.

Детское изобразительное творчество развивает сенсорное восприятие детей путем наблюдений, обследований, анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов.

Считаю, что для успешного творческого развития детей должны быть созданы определенные условия. Это в первую очередь, постоянно меняющаяся развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным особенностям детей. С этой целью в группе создан уголок творчества «Маленькие художники», в котором есть все необходимое для самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Дети могут выбрать любой художественный материал для своих рисунков и поделок, рассмотреть иллюстрации в книгах и альбомах художественного содержания.

Уголок творчества постоянно обновляется предметами народно-прикладного искусства, дидактическими и демонстрационными материалами, репродукциями картин художников.

Знакомя детей с народными промыслами России, были организованы тематические выставки, где были представлены предметы народно-прикладного искусства, такие как

«Гжель», «Хохлома, «Дымковская игрушка», «Жостовские подносы», альбомы и иллюстрации по темам выставки, рисунки детей по народно-прикладному искусству.

В уголке творчества стараюсь создать условия для детского экспериментирования, которое отвечает возрастным возможностям детей. Вижу, как дети с большим интересом и удовольствием используют для своих рисунков восковые мелки, различные оттиски, любят рисовать пальчиками, ладошками, заниматься декупажем, кляксографией.

На занятиях по художественному творчеству я использую, как индивидуальный подход в работе с детьми, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так и групповые формы работы, то есть коллективные работы. Исходя из своего опыта работы и многолетних наблюдений, хочу подчеркнуть, что коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ вижу, как дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.

В младшем дошкольном возрасте коллективное творчество помогает ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду, группе, быстрее наладить отношения с окружающими. Поэтому считаю, чем раньше дети будут вовлечены в творческий процесс создания коллективных работ, тем быстрее будет создан благоприятный психологический климат в детском коллективе.

При выполнении коллективных работ отдаю предпочтение совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности, что позволяет каждому ребенку выполнять свою часть общей работы самостоятельно, но в итоге при составлении коллективной композиции, она становится частью их общей совместной работы. Приятно смотреть, когда в глазах ребенка отражается радость от того, что он видит свой рисунок или поделку в общей коллективной работе.

Специфика выполнения коллективных работ в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Так выполняя коллективные работы в младшем дошкольном возрасте, обогащаются художественные навыки ребенка, закрепляются простейшие технические умения и навыки по работе с кистью и красками, пластилином, бумагой, природным материалом.

Выполняя коллективные работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стараюсь совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности: рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся коллективные работы, в которых ребенок создает образы знакомых и близких ему объектов живой природы, таких например, как домашние животные. В дальнейшем коллективные работы такие как: «Кошка с котятами», «Курица с цыплятами», «Веселый двор» я использую на занятиях по развитию речи и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. На занятиях по развитию речи дети составляют предложения и короткие рассказы о внешнем виде домашних животных, их поведении образе жизни. Детям интересно описывать домашних животных, которых они сами же и нарисовали. Используя коллективные работы, выполненные детьми накануне занятий по формированию элементарных математических представлений, ставлю перед детьми вопросы: сколько? где? кто и что ближе или дальше? кто и что выше или ниже? На что по форме похож предмет? Закрепляю счет и математические представления о форме, размере предметов, закрепляю пространственную ориентацию на листе бумаге.

Таким образом, коллективное творчество способствует интегрированному подходу к обучению детей, отвечает принципу единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Некоторые коллективные работы выполняются на нескольких занятиях и объединены одной темой. Так, например, создавая коллективную работу с детьми старшего возраста на тему «Наша улица», на первом занятии создается улица города из домов разной высоты, на другом транспорт. В итоге занятия решаются сразу несколько образовательных задач: познавательно-исследовательская задача, когда дети осваивают новый метод художественного творчества такой, как пластилинография, а так же продуктивная и игровая.

Метод пластилинографии позволяет ребенку открыть для себя новые возможности использования конструктивных свойств пластилина, побуждает детей к экспериментированию с ним.

Так при знакомстве детей со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», была выполнена коллективная работа «Сказочный дворец». При создании этой работы был так же использован метод пластилинографии. Намазывая пластилин на готовую форму, ребенок в последуюшем самостоятельно украшал свою заготовку различными конструктивными элементами. Для украшения деталей сказочного дворца были использованы трубочки от детских соков, кусочки цветного пластика от флаконов из-под шампуней разной формы и величины. Создавая сказочный дворец, дети получили большое удовольствие, так как в процессе работы экспериментировали со знакомыми для себя материалами и пришли к выводу о том, что бросовый материал может быть использован для украшения поделок. В коллективных работах «Космос» и «Жар-птица», выполненных в той же технике, что и коллективная работа «Сказочный дворец» для украшения отдельных элементов: космических кораблей, звезд, планет, перьев Жар-птицы были использованы мелкие и крупные пуговицы, бусинки, блестки. Работы получились яркими, необычными, были отмечены грамотами на творческих выставках внутри сада за оригинальность выполнения.

Экспериментирование с разными материалами побуждают исследовательскую активность детей, включает их в процесс поисковой деятельности, обогащает их жизненный опыт. Большое удовольствие детям доставляет работа с природным материалом: шишками, семенами, сухими осенними листьями, скорлупой орехов, морскими камешками, ракушками.

Особенно меня привлекает авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки», так как в ней представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей. В данной программе сочетаются новаторские, нетрадиционные методики для организации изобразительной деятельности детей. Программа предусматривает инновационный подход к обучению, в ней отражена взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей.

Считаю, что для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только в этом случае все мы вместе сможем создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

«Чего один не сделает – сделаем вместе…» - В. Маяковский.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития…

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств» Цель: развитие у детей познавательной и...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...

Читайте также

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир…

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир ткани и бумаги» Направление: познавательное развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Программное содержание: Учить детей самостоятельно проводить «исследование»...

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...