Развитие речи детей дошкольного возраста посредством совершенствования эмоциональной сферы
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.
- Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
- При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием.
- Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре.
Из десяти фундаментальных эмоций детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие: радость, удивление, печаль, гнев. Главный путь к ребёнку до пяти лет – это найти путь к его эмоциям, адекватно реагировать на них: если обижен - пожалеть его, помочь, если радуется – порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину. Педагог должен создать условия для понимания детьми собственных эмоций и эмоционального состояния других, научить средствам овладения эмоциональной выразительности мимики, жестов, интонаций, а потом уже речи.
Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача реализуется в процессе всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Совместная деятельность ребёнка с педагогом, со сверстниками на занятиях, в игровой или бытовой деятельности постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу и развитие речи.
Возможны следующие методы и приёмы в данном направлении: чтение наизусть потешек, стихов, использование произведений художественной литературы, театрализации, использование музыки, продуктивные виды деятельности, прогулки.
Память ребёнка развивается через разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, игр, сопровождаемых словами. В течение всего времени, что ребёнок проводит в детском саду, педагог проговаривает с детьми стихотворения и отрывки, разминки, сопровождаемые хоровыми и индивидуальными проговариваниями потешек, речёвок. Например:
Головами – покиваем,
Носиками – помотаем,
И зубами постучим,
И немного помолчим.
Хороший эффект имеют пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. К ним можно отнести всевозможные игры: русские-народные игры-потешки («Сорока-белобока»), игры с шишками, карандашами, спичками, шариками. Эти игры часто содержат элемент юмора:
Сидели два медведя
На тоненьком суку:
Один - читал газету,
Другой - мешал муку.
Раз ку-ку, два ку-ку!
Оба шлёпнулись в муку:
Нос в муке,
Хвост в муке,
Уши в кислом молоке!
Дети с удовольствием их рассказывают при посторонних и перед другими детьми. Это говорит о том, что подобный вид работы, помимо прочего, развивает в детях уверенность, инициативность. Постепенно желание выступать появляется даже у детей, которые стеснялись просто общаться со сверстниками.
Дети очень любят слушать музыку, петь песни. С помощью музыки у детей развивается чувство ритма, память. Кроме того, музыка оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя на подсознание, открытое в этом возрасте. В работе педагоги могут использовать музыку в различных режимных моментах: это и колыбельные перед сном, и детские песни из кинофильмов и мультфильмов для развлечений, и релаксирующие композиции (звуки природы, дождя, грома и прочее). Также на прогулках можно использовать элементы музыки, например, игры с пропеванием. Например, «Мыши пляшут на дорожке…», «Тух-тух, ходит по двору петух…».
Мыши пляшут на дорожке
Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. Выставляют мыши ножки. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. Мыши в ладушки играли. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. И в ладоши ударяли. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. Мыши хвостиком вертели. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. И по сторонам глядели. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. Что-то мышки услыхали. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. И от страха задрожали. Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи. |
(Дети стоят в кругу, руки на пояс, выставляют ноги.
Топают. Снова выставляют ноги. Топают. Хлопают. Топают. Хлопают. Топают. Руки на пояс, виляют. Топают. Поворачиваются по сторонам. Топают. Подставляют ладонь к ушам поочерёдно, «слушают». Топают. Зажали кулачки, задрожали. Топают. Появляется «Васька-кот» и ловит детей) |
Особенно эффективно в развитии эмоциональной сферы ребёнка работает театрализация. Дети, буквально на глазах, раскрывают свои способности, трансформируют характеры. У малышей наиболее оптимальны постановки русских-народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и прочие. Для детей трёх-четырёх лет интересны будут сказки «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Три медведя». Дети пяти-шести лет смогут сыграть сказки «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Соломинка, пузырь и лапоть», «Гуси-лебеди» и другие. После того, как сказка неоднократна проиграна с воспитателем, ребята с интересом показывают её сами перед группой, родителями и гостями на открытых занятиях. Дети охотно выбирают любую роль: мальчики могут играть бабушек, девочки – дедушек, более сильные смелые ребята отлично справляются с ролью скромной мышки, а маленькие стеснительные дети бойко изображают смелого громкоголосого петушка.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер. Это создает благоприятные условия для развития чувства комфорта, раскрепощения и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре происходит эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Развитие речи детей проходит на всех занятиях, в том числе и на продуктивных. Так, перед лепкой дети разогревают пальчики, получают эмоциональный заряд с помощью различных пальчиковых игр, например, таких как «Две сороконожки», «Два барана», «Этот пальчик» и прочие, где разминается каждый пальчик ребёнка. Перед изобразительным искусством, аппликацией можно применить игру, перекликающуюся с темой занятия. Это безусловно оживит занятие, погрузит детей в деятельность. Например, в неделю, посвящённую космосу, можно играть в игру «Ракеты»:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим
На такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет! (Дети за руки идут по кругу, проговаривая стихотворение. После последних слов они быстро ищут себе пару, встают друг к другу плотно спинами, держась за руки. Игра играется два раза: первый раз – разминка, медленно, второй раз – быстро.)
Художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Читайте также |
---|
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...
Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»
Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...