Развитие речи детей дошкольного возраста посредством совершенствования эмоциональной сферы

 

Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
  2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием.
  3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре.

 Из десяти фундаментальных эмоций детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие: радость, удивление, печаль, гнев. Главный путь к ребёнку до пяти лет – это найти путь к его эмоциям, адекватно реагировать на них: если обижен - пожалеть его, помочь, если радуется – порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину. Педагог должен создать условия для понимания детьми собственных эмоций и эмоционального состояния других, научить средствам овладения эмоциональной выразительности мимики, жестов, интонаций, а потом уже речи.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача реализуется в процессе всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Совместная деятельность ребёнка с педагогом, со сверстниками на занятиях, в игровой или бытовой деятельности постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу и развитие речи.

Возможны следующие методы и приёмы в данном направлении: чтение наизусть потешек, стихов, использование произведений художественной литературы, театрализации, использование музыки, продуктивные виды деятельности, прогулки.

Память ребёнка развивается через разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, игр, сопровождаемых словами. В течение всего времени, что ребёнок проводит в детском саду, педагог проговаривает с детьми стихотворения и отрывки, разминки, сопровождаемые хоровыми и индивидуальными проговариваниями потешек, речёвок. Например:

Головами – покиваем,

Носиками – помотаем,

И зубами постучим,

И немного помолчим.

Хороший эффект имеют пальчиковые игры, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. К ним можно отнести всевозможные игры: русские-народные игры-потешки («Сорока-белобока»), игры с шишками, карандашами, спичками, шариками. Эти игры часто содержат элемент юмора:

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Один - читал газету,

Другой - мешал муку.

Раз ку-ку, два ку-ку!

Оба шлёпнулись в муку:

Нос в муке,

Хвост в муке,

Уши в кислом молоке!

Дети с удовольствием их рассказывают при посторонних и перед другими детьми. Это говорит о том, что подобный вид работы, помимо прочего, развивает в детях уверенность, инициативность. Постепенно желание выступать появляется даже у детей, которые стеснялись просто общаться со сверстниками.

Дети очень любят слушать музыку, петь песни. С помощью музыки у детей развивается чувство ритма, память. Кроме того, музыка оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя на подсознание, открытое в этом возрасте. В работе педагоги могут использовать музыку в различных режимных моментах: это и колыбельные перед сном, и детские песни из кинофильмов и мультфильмов для развлечений, и релаксирующие композиции (звуки природы, дождя, грома и прочее). Также на прогулках можно использовать элементы музыки, например, игры с пропеванием. Например, «Мыши пляшут на дорожке…», «Тух-тух, ходит по двору петух…».

Мыши пляшут на дорожке

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

Выставляют мыши ножки.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

Мыши в ладушки играли.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

И в ладоши ударяли.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

Мыши хвостиком вертели.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

И по сторонам глядели.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

Что-то мышки услыхали.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

И от страха задрожали.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи-пи.

(Дети стоят в кругу, руки на пояс, выставляют ноги.

Топают.

Снова выставляют ноги.

Топают.

Хлопают.

Топают.

Хлопают.

Топают.

Руки на пояс, виляют.

Топают.

Поворачиваются по сторонам.

Топают.

Подставляют ладонь к ушам поочерёдно, «слушают».

Топают.

Зажали кулачки, задрожали.

Топают.

Появляется «Васька-кот» и ловит детей)

Особенно эффективно в развитии эмоциональной сферы ребёнка работает театрализация. Дети, буквально на глазах, раскрывают свои способности, трансформируют характеры. У малышей наиболее оптимальны постановки русских-народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и прочие. Для детей трёх-четырёх лет интересны будут сказки «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Три медведя». Дети пяти-шести лет смогут сыграть сказки «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Соломинка, пузырь и лапоть», «Гуси-лебеди» и другие. После того, как сказка неоднократна проиграна с воспитателем, ребята с интересом показывают её сами перед группой, родителями и гостями на открытых занятиях. Дети охотно выбирают любую роль: мальчики могут играть бабушек, девочки – дедушек, более сильные смелые ребята отлично справляются с ролью скромной мышки, а маленькие стеснительные дети бойко изображают смелого громкоголосого петушка.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер. Это создает благоприятные условия для развития чувства комфорта, раскрепощения и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре происходит эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Развитие речи детей проходит на всех занятиях, в том числе и на продуктивных. Так, перед лепкой дети разогревают пальчики, получают эмоциональный заряд с помощью различных пальчиковых игр, например, таких как «Две сороконожки», «Два барана», «Этот пальчик» и прочие, где разминается каждый пальчик ребёнка. Перед изобразительным искусством, аппликацией можно применить игру, перекликающуюся с темой занятия. Это безусловно оживит занятие, погрузит детей в деятельность. Например, в неделю, посвящённую космосу, можно играть в игру «Ракеты»:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

На какую захотим

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет! (Дети за руки идут по кругу, проговаривая стихотворение. После последних слов они быстро ищут себе пару, встают друг к другу плотно спинами, держась за руки. Игра играется два раза: первый раз – разминка, медленно, второй раз – быстро.)

Художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества. Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Читайте также

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...