Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ, посредством проектного метода

 

Современный этап развития системы образования характеризуется поиском приоритетных направлений в системе дошкольного воспитания и образования, что раскрывает перед педагогом широкие возможности.

Дошкольный возраст – период становления и развития полноценной, гармонично развитой личности. Особое внимание привлекает к себе организация воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ.

В условиях нашего ДОУ функционирует логопедический пункт, в рамках которого происходит тесное взаимодействие со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями групп. Взаимодействие специалистов начинается со всестороннего диагностического обследования ребенка. После поступления ребенка в детский сад постоянно отслеживается динамика его развития, проводится анализ актуального состояния на заседаниях ПМПк, вносятся коррективы в индивидуальный образовательный маршрут, разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов.

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущих методов в работе по данному направлению является проектная деятельность.

При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Работая над проектами, ставились определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дошкольники нашего образовательного учреждения вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, музыкальные и спортивные мероприятия в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Учатся принимать решения и проектировать свой образовательный маршрут, формулировать стратегические цели и осознавать собственные возможности.

В практике используются следующие виды проектов:

- Исследовательско-творческий. Например проект «Веселая азбука», задачами которого являются:

- усвоение образа буквы;

- вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию «Весёлой азбуки»;

- обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации;

- воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе; 

- привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 

Проект долгосрочный, срок реализации – в течение учебного года. Участники проекта: воспитанники логопункта, учитель-логопед, родители (законные представители).

- Ролево-игровой. Например, был реализован краткосрочный проект «Зоопарк», участниками которого были воспитанники логопедического пункта старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели групп, родители, со следующими задачами:

- познакомить и закрепить названия диких животных (жарких и холодных стран), их детенышей, жизнью в различных условиях; более детально изучить различные профессии, специфику труда;

- создать условия для формирования у детей положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы;

- сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду людей разных профессий и его результатам. Воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах, а также желание принимать участие в коллективном труде.

- Информационно-практико-ориентированный. Например, реализовывается долгосрочный проект «Путешествие Язычка», срок реализации которого 2015 – 2016 учебный год. Данный проект является средством коррекции и профилактики звукопроизношения. Проект рассчитан на детей от 3 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение. Участники проекта: дети дошкольного возраста; учитель-логопед; воспитатели групп;

родители (законные представители). Задачи проекта:

- выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой;

- повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей (законных представителей) по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, провести мастер – класс;

- познакомить детей с органами речи, их назначением;

- научить детей правильно выполнить артикуляционные упражнения, контролировать свои действия;

- развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо);

- формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

- Информационно-творческий. Например, краткосрочный проект «Поющие звуки», по содержанию: семья, ребенок, ДОУ.

Цель проекта:

- Развивать устойчивый познавательный интерес.

- Создать условия для расширения представления о гласных звуках и буквах.

- Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в логокоррекционной работе с педагогами ДОУ.

Каковы же результаты проектного метода, реализуемого в рамках воспитательного, образовательного и коррекционного процесса?

Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения. Ребята любознательны, склонны наблюдать, экспериментировать; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуют в разных видах деятельности. Дети учатся подчиняться правилам и социальным нормам, способны к волевым усилиям.

Создавая условия интегрированного воспитания и обучения в ДОУ для детей с ОВЗ, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в средней группе с использованием экологической сказки Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закрепить, активизировать представления детей...

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь…

Техническое творчество дошкольников как средство воспитания чувства ответственности за жизнь и здоровье другого Дополнительное образование детей дошкольного возраста создает наилучшие условия...

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Читайте также

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской…

Статья на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства Хохлома» «Через красивое – к человечному – такова...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Представить реализацию технологии мнемотехника при организации занятий с детьми. Задачи: 1...