Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с нарушениями речи

 

Одним из важнейших направлений психического развития ребенка является развитие речи. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др.).

В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса и формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).

В настоящее время проблема усвоения детьми с нарушениями речи предложно-падежных конструкций продолжает оставаться актуальной, что обусловлено, прежде всего, серьезным препятствием для овладения детьми программой общеобразовательной школы.

Менее изученной является проблема усвоения детьми с нарушениями речи речи отдельных разделов грамматики. В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. среди морфологического аграмматизма при речевых нарушениях выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.

Констатирующий эксперимент проводился мною в феврале 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад «Соловушка» п.М.Жукова. В эксперименте участвовало 15 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и 15 детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием речи.

Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей словоизменения, а также употребления различных предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с нарушением речи.

В процессе констатирующего эксперимента для обследования старших дошкольников с нарушением речи мною были использованы материалы методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

В ходе исследования было выявлено, что более успешными для детей с нарушением речи оказались пробы на согласование существительных с прилагательными, наименее успешными – на образование родительного падежа множественного числа существительных и на согласование существительных с числительными. Далее было проведено исследование детей с нарушением речи на сформированность употребления падежных конструкций. Результаты показали, что более успешными для детей с речевой патологией оказались задания на образование форм винительного и творительного падежей, наименее успешными образование форм родительного, дательного и предложного падежей. Исследование сформированности употребления предложных конструкций у детей с нарушением речи выявило, что большие трудности возникли у детей при употреблении предложных форм с предлогами из-за, из-под, наименьшие трудности вызвали при употреблении простых предлогов. При обследовании сформированности употребления предложно-падежных конструкций у детей с речевой патологией экспериментальное изучение показало, что наибольшие трудности у детей наблюдаются при употреблении предлогов. При этом дети либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги (из, за, над, под), сложные предлоги (из-за, из-под) используют в самостоятельной речи, только некоторые обследованные дошкольники. После обследования речи детей с нарушением речи было проведено аналогичное обследование детей с нормативным развитием речи. Результаты обследования показали, что были отмечены трудности лишь при употреблении предложных форм с предлогами из-за, из-под.

В ходе анализа результатов логопедического обследования, были обозначены уровни успешности выполнения заданий детьми с нарушением речи и детьми с нормальной речью. Результаты представлены на рисунке.

 

Уровни владения навыками словоизменения, предложно-падежными конструкциями у старших дошкольников (%)Уровни владения навыками словоизменения, предложно-падежными конструкциями у старших дошкольников (%)

 

На основании данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что состояние навыков словоизменения, владения предложно-падежными конструкциями у дошкольников старшей группы с речевой патологией не соответствует уровню нормального речевого развития.

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие – М.: Академия, 1997.
  2. Арушанова А.Г.Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  3. Бессонова Т. П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1998.
  4. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Читайте также

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...