Классическая музыка в воспитании дошкольников

 

Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать... Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые всем прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д. Д. Шостакович

 

Музыка сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. Она формирует его нравственный облик, развивает культуру его поведения, активизирует умственное развитие, оказывает влияние на процесс физического совершенствования. Влияние музыки велико и многообразно: одно произведение воспринимается легко, а другое заставляет задуматься. Ребёнок, так же как и взрослый с большим удовольствием и энтузиазмом будет слушать ту музыку, которая доставляет наслаждение, а не ту, которая требует особого внимания. Поэтому перед родителями, воспитателями и музыкальными руководителями стоит огромная задача научить ребенка слушать ту музыку, которая раскрывает высокие мысли и чувства, которая сделает его внутренний мир духовно богаче, глубже и совершеннее.

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева.

Доказано, что музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах его жизни начиная с внутриутробного периода. Музыка, которую слушает будущая мама, оказывает влияние не только на самочувствие ребенка и формирование его психики, а подсознательно уже и формирует его вкусы и предпочтения.

При восприятии музыки у человека активно работает воображение, возникают различные музыкальные и немузыкальные ассоциации. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: интерес к музыке, эмоциональное ее переживание, мышление, воображение - тесно взаимосвязаны.

Приобретая определенные знания о музыке, а также умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Безусловно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Так как у дошкольников ещё до конца не сформировались представления о существующих в реальной жизни чувствах человека, то музыка, передающая всё многообразие внутреннего мира человека, поможет расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение и для формирования у детей эстетических чувств. Приобретая интерес к музыкальной культуре, ребенок познает эталоны красоты, приобщается к Прекрасному.

Без сомнения, музыка оказывает непосредственное влияние на развитие умственных способностей ребёнка, ведь формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения и чувства, переданные в музыке. Также музыка оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу, ведь эмоциональная отзывчивость на музыку является одной из важнейших музыкальных способностей. Это связано и с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта и сочувствие.

Успех музыкального развития детей зависит от степени развития музыкального педагога, от его компетентности, от гибкости его подхода и приемов обучения, а также форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми. Безусловно, одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у детей является качество используемого репертуара, т. е. содержание музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми высокохудожественную музыку, а это прежде всего — классическая и народная музыка.

Практика показывает, что дети раннего возраста прекрасно воспринимают старинную музыку Баха, Генделя и разнохарактерную музыку других композиторов. На ритмическую музыку: (подвижную, маршевую) дети как правило реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного периода, круг знакомых интонаций расширяется и закрепляется, выявляются предпочтения, формируется начало музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Многие знаменитые композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из репертуара детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте знакомить детей с альбомами фортепианных пьес для детей — П.Чайковского, Э. Грига, С. Майкапара и др. Помимо детской музыки очень важно слушать с детьми и фрагменты классических произведений разных эпох — И. Баха, В. А. Моцарта, П. Чайковского, С. Рахманинова, и других зарубежных и отечественных композиторов — классиков, тем самым прививая детям эталоны красоты.

Чтобы внести в повседневную жизнь детского сада некое разнообразие необходимо проводить тематические презентации и семинары. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении тех музыкальных инструментов, для которых она была написана (клавесин, орган). Для наглядности рассказ лучше сопроводить показом иллюстраций, дающих представление о жизни и обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен. На тематическом уроке можно сопоставить музыку различных исторических эпох, например, танцы. Может быть использована самая разнообразная танцевальная музыка: от старинных танцев: «Бурре», «Гавот», «Менуэт», - до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта, балетной музыки П. Чайковского.

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, оставляя неизгладимый след в воспитании ребёнка, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке. Известно, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы и снижается уровень тревожности.

Как говорил замечательный композитор Д. Б. Кабалевский: «Главной задачей массового музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность. Обучить детей искусству очень трудно, и основная трудность здесь заключается в том, что по настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе…

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе «Здравствуй, зимний лес – полон чудес!» Цель: формирование добрых отношений к...

Читайте также

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста

Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии

Планирование воспитательно-образовательной работы. Февраль. Тема: «День защитника Отечества. Профессии (Орудия труда, инструменты)