Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе

 

Что отличает дошкольника от школьника? Безусловно, начало новой деятельности, начало новых знаний и умений, учебного и жизненного опыта. Процесс перехода дошкольника в «разряд» школьника – это сложный, но закономерный процесс, в котором участвуют воспитатели и родители. Итак, готовность ребенка к обучению в школе считается одним из главнейших результатов психического становления во время дошкольного детства и залогом эффективного обучения в школе. Наряду с тем, что, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования и практика в ДОУ, главное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, нацеленная на всестороннее становление малыша - физическое, умственное, нравственное, эстетическое, в то же самое время очень много внимания в любом детском саду уделяется изобразительной деятельности, творческой работе, конструированию, познавательных и исследовательских игр, простого труда, рисования.

Все эти виды деятельности имеют огромное значение в процессе подготовки дошкольника к обучению в начальной школе, выражает его физические, интеллектуальные и творческие возможности. В целях эффективного дальнейшего обучения в школе особо пристальное внимание в дошкольных учреждениях уделяется изобразительной деятельности.

Е.И. Рогов замечает, что ребенок всегда отражает реальность так, как он ее видит и представляет. А сделать ему это помогают такие виды деятельности как лепка, конструирование, аппликации и т.п. В данном ключе изобразительная деятельность является наиболее значимой для развития и становления ребенка как личности, как человека, к тому же эта деятельность всегда вызывает только приятные впечатления в любом возрасте, будь то малыш 2-х лет или 7-ми.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у ребят позитивные впечатления, удовлетворение эффектом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, нужные в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, скрупулезно исполнять его за конкретное время, умения намечать и расценивать собственную работу, доводить дело до конца, находить промахи и поправлять их; содержать в порядке рабочее место, приборы и материалы.

В прогрессивных условиях нужно применять каждый вид работы дошкольника с целью всестороннего развития человека и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий ребят, часто принята на вооружение в роли одного из средств увеличения уровня подготовки ребенка к школе, но нужно освоить возможности ее внедрения с данной целью.

На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении находят решение задачи всестороннего становления детей, которое нужно для эффективного обучения в школе. Перестройка школьных программ согласно с передовым уровнем развития науки и техники, уменьшением сроков и обогащением научного содержания изначального преподавания предъявляет новейшие, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке ребят к школе. В следствии этого в наше время встает настоятельная потребность и обнаруживаются настоящие возможности дальнейшего улучшения программ и способов дошкольного воспитания, направленного на увеличение уровня единого развития ребят и совершенствование процесса их подготовки к школе.

Как показывает анализ различных методических школьных программ по изобразительному искусству, в современных условиях задачи школьника в данном направлении усложняются. Это должно учитываться преподавателями начальных классов, а также воспитателями дошкольных учреждений. Однако не стоит забывать о принципе преемственности, который позволяет говорить о том, что одновременно с постепенным усложнением методических заданий по изобразительной деятельности, в начальной школе занятия должны основываться на повторении уже известных методик, иметь под собой базу в виде того опыта, который школьник получил до этого момента в дошкольном учреждении. Так, в I классе ребята обучаются характеризовать форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на несложных по конструкции предметах (мяч, тетрадь, портфель). Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, что решались в детском саду. Это разъясняется тем, что не все ребята приходят в среднее учебное заведение из детского сада, с ними нужно начинать работу с того, что воспитанники подготовительной группы усвоили задолго до школы. Помимо того, в школе предъявляются более высочайшие требования к исполнению рисунка и какие-либо повторения, оправданы.

Тематическое рисование в школе считаются словно продолжением сюжетного рисования в детском саду. Ребятам предоставляют задание разглядеть, посмотреть предметы либо действа в окружающей жизни, а далее рисовать их по памяти. Они обучаются передавать смысловые взаимосвязи между объектами, располагать в рисунке один предмет за иным с учетом плоскости земли и неба, изображать далекие предметы меньше по объему.

В письме нужно овладеть написанием частей букв с учетом каллиграфии, т.е. верного их месторасположения на линейках и клетках, пропорционального соответствия, подходящего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, потребует ограничения перемещений руки в конкретном месте линеек, четкого исполнения задания.

Перенапряжение руки в период рисования и письма имеет ряд неблагоприятных результатов как для самочувствия ребенка (часто сопрягается с нарушением ритма дыхания, увеличенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).

При рисовании ребята изображают предмет, проводя линии в разных направлениях, разной длины и толщины. Перемещения руки при всем этом контролируются визуально и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но это ограничение не потребует специального внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит проблема - применять обилие линий для передачи пространственных параметров изображаемых предметов.

На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении ребята приучаются бережно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, применять исключительно требуемый материал и заблаговременно намечать последовательность его применения. Все данные эпизоды содействуют успешной учебной работы на всех уроках, особенно на уроках труда. Преподаватель начальной школы обязан принимать во внимание имеющиеся у ребят умения и умения и строить уроки труда на их базе.

Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении с ключевыми формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из находящейся вокруг обстановки, характеризовать термином, сопоставлять по величине, длине, ширине, высоте, соотносить значение частей изображаемого предмета и их пространственное положение могут помочь овладению простыми математическими понятиями на уроках арифметики в I классе. Улучшение глазомера и плодотворных возможностей в ходе занятий конструированием из всевозможных материалов в дошкольном учреждении подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).

Таким образом, успешное решение задач преподавания и воспитания в начальных классах неразрывно соединено с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в веской мере содействуют подготовке к последующей учебной деятельности, например к овладению письмом, арифметикой, трудовыми умениями. 

 

Список литературы.

1. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учебная педагогика, 2008.

2. Комарова. Обучение детей технике рисования. М., Просвещение, 2005.

3. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность. - В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методические указания). Под ред. Саккулиной, Н. П. Поддьякова. М., «Просвещение», 1999.

4. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., Изд-во Пресса, 2010.

5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспект: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М; 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Читайте также

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду...

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...