Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе интегрированных занятий

 

В современных социально экономических условиях развития общества проблема формирования творческой личности становится все более актуальной.

Психологи и педагоги А.Г. Асмолов, И.Б Котова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкая, Е.Н. Шиянов и др. рассматривают творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности, определяя главным источником его развития творческий потенциал, который реализуется в его творческом усилии. Человек – носитель культуры и развивается на основе объективированной сущности, вносит в нее нечто принципиально новое, становясь субъектом его исторического творчества. Когда речь идет о развитии творческого потенциала ребенка, то человеком, принимающим и поддерживающим его эмоциональные проявления, выступает взрослый. Но важно помнить не только о том. Как развивать в ребенке творческую личность, но и о том, как не погубить в нем задатки творчества. Развитие творческого начала у ребенка, предполагает всестороннее развитие его личности.

Ученые в области психологии и педагогики И.И. Резвицкий, Б.Г. Ананьеа, Е.Л.Яковлева и другие рассматривали детское творчество как средство эмоционально-эстетического, умственного развития, развития его психических функций: воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение,  обобщение).

Именно в творчестве, по утверждению Л.С. Выготского, «…ребенок передает свои впечатления о мире, то, как он его воспринимает. А так как каждый ребенок с рождения талантлив по-своему и одарен, уникален и генетически неповторим, то эта неповторимость заметнее всего именно в деталях, а конечный продукт его творчества приобретает еще и дополнительную ценность.

Проблема развития творческих способностей у детей до сих пор остается актуальной. И начинать эту работу необходимо с первых ступеней развития ребенка, начиная с дошкольного возраста с применением активных методов работы и различных форм.

Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Согласно гуманистической концепции образования, удовлетворение потребности происходит лишь тогда, когда человек включен в творческий процесс деятельности. Исходя из теории деятельности В.В. Давыдова. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца,  Н.Н. Подъякова, определяющим моментом является активность человека, которая направлена на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия его существования.

Важным моментом в развитии творческих способностей у детей является развитие воображения. В психологической литературе понятие воображения рассматривается, как способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Ученые указывают на взаимосвязь творческой деятельности и воображения, рассматривая ее в нескольких формах: связь воображения с действительностью; продукт фантазии с каким-нибудь явлением действительности; эмоциональная связь между деятельностью воображения и реальностью; связи фантазии с реальностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Рибо).

По мнению В.С Мухоной, Б.М. Теплова, Д.Б.Эльконина, способность к проявлению воображения наблюдается в период старшего дошкольного возраста, т.к. чувственно-образный характер детского мышления и восприятия в этот период достигает наибольшей активности.

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играет изодеятельность. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, мышления, воображения, что в свою очередь помогает дошкольнику подготовиться к школьному обучению. Изодеятельность и ее интегрированное сочетание с разнообразными видами деятельности, такими как развитие речи, ознакомление с окружающим, игра, позволяет ребенку увидеть и понять любое явление целостно, вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перезагрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты.

Так, интеграция изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой обогащает творчество новыми темами. События, отображенные в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в рисунке ребенок передает то, во что он играет, то, что он чувствует и осознает. Взаимосвязь рисования, лепки и аппликации с игрой-драматизацией способствует обогащению детских рисунков, отражая в рисунках эмоциональное состояние.

При сочетании изодеятельности с развитием речи активизируется фантазия детей, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи,  в  изобразительной форме.

Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомление с окружающим миром. Интеграция этих видов деятельности способствует тому, что дети передают интересные, яркие события и явления окружающей жизни, волновавшие их.

Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности, которая включает знакомство со всеми видами искусства. Применительно к интеграции по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, в качестве основных базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно-прикладного, детской художественной литературы, устного народного творчества.

Как показывает практика, в работе с дошкольниками можно использовать следующее интегрированное сочетание занятий:

- развитие речи + музыка + рисование;

- ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд;

- ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы + рисование.

Такое интегрированное построение дает ребенку возможность реализовать в различных видах деятельности свои творческие способности, развивает коммуникативные умения: свободно высказывать свою мысль, поделиться впечатлениями, способствует развитию познавательного интереса и активности, приобретению опыта реальной жизни, формирует эмоционально-творческое отношение к собственной деятельности, проявляя собственную индивидуальность и уникальность.

 

Список использованных источников

  1. Венгер Л.А. «Путь к развитию творчества», Дошкольное воспитание. – М., 2002 №11,с.33-35.
  2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк: книга для учителя. – М. Просещение, 2007 с. 132.
  3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» - М., 2007 с. 89.
  4. Крылова О.Ю. «Эстетическое воспитание дошкольников и младшего школьного возраста средствами искусства» Шуя, 2004 с. 138.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Читайте также

Дидактическая игра «Пчелиная азбука»

Дидактическая игра «Пчелиная азбука» Возраст детей: 6-7 лет Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве листа, закреплять понятие «лево-право», «вверх-вниз», формировать у воспитанника...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...