Организация коррекционной, предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха

(Из опыта работы)

 

Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ построена таким образом, чтобы способствовать реализации не только совместной партнерской деятельности взрослого и детей, но и свободной самостоятельной деятельности самих воспитанников, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Обстановка в группе предоставляет ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. Помещения групповых комнат разделены на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, игр, практической деятельности. При отборе предметного содержания развивающей среды педагоги ориентируются на зону ближайшего развития детей, т.е. на потенциал дошкольников. При этом предметно-пространственная среда тесно связана с основными направлениями развития дошкольников. Педагоги осуществляет творческий подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для реализации задач по физическому направлению оформлены спортивные уголки, оснащенные разнообразным спортивными атрибутами и игровым оборудованием, «Дорожка здоровья», изготовленными руками педагогов и родителей. При выборе места для их размещения педагоги учитывали принципы активности, динамичности, гибкого зонирования, а также учета возрастных особенностей. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению дошкольников. Задачи по познавательному направлению решаются с помощью уголков экспериментирования, мини-музеев, центров песка и воды, уголков безопасности дорожного движения, созданных силами педагога группы, родителей и детей. Названные центры располагаются так, чтобы в одной и той же зоне, согласно принципу интеграции, дети могли заниматься различными видами деятельности. Так, в мини-музее «Мир воды», дошкольники с удовольствием проводят элементарные опыты по изучению свойств воды. В «Музее песка» дети не только изучают свойства песка, но и рисуют на песке. Создают из него различные постройки. Кроме этого, данное направление реализуется с помощью моделей, схем, макетов, дидактических игр, разных видов конструктора, календарей наблюдений, энциклопедий, художественной детской литературы, детских журналов.

Воспитанники совместно с педагогом разрабатывают долгосрочный проект «Моя Самара», «Жигули – жемчужина Волги» который представлен в патриотическом уголке.

В книжных уголках расположены картинки, художественная литература, рекомендованная программой, а также книги в помощь дошкольникам получить информацию об окружающем мире. Все развивающие материалы, выставочные предметы в книжных уголках удобно расположены, доступны для каждого ребёнка.

Уголки безопасности дорожного движения, интересующий, прежде всего мальчиков, позволяя осуществить гендерный принцип построения развивающей среды. Он оснащен необходимыми атрибутами не только для сюжетно – ролевых игр: всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, но и содержит литературу, схемы, позволяющие педагогам закреплять у детей знания правил дорожного движения в процессе непосредственно образовательной деятельности. Задачи по социально – коммуникативному развитию реализуются через следующие центры активности: разные виды театров, настольные игры, тематические строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители» и др. Соблюдая принцип комплексирования и гибкого зонирования, педагоги создают условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. При организации центров обеспечивается доступность ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игр, игрушек, атрибутов находится на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели, ширмами и другим оборудованием. При организации центра «Строитель» ярко прослеживается принцип динамичности развивающей среды. Центры достаточно мобильны, так как легкие перегородки – тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка позволяет организовывать конструктивную деятельность на ковре или на столе. Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их и комбинируя с другими видами деятельности. Таким образом, решается не только гендерный принцип построения развивающей среды, но принцип интеграции центров активности детей.

При формировании положительных установок к труду используется разнообразное оборудование для ухода за растениями, дидактические игры, предметные картинки, модели и схемы (последовательность одевания, сервировка стола и др.), уголки дежурств, наглядные пособия.

Особое внимание уделяется художественно – эстетическому направлению, которое направлено на развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Для реализации задач по музыкальному развитию в группе созданы музыкальные уголки, в котором размещены музыкальные инструменты, как фабричные, так и самодельные, дидактические игры, музыкальные игрушки, фотоальбомы. Дети с огромным желанием используют музыкальные атрибуты в сюжетно – ролевых играх.

Для развития художественного детского творчества в группе создан мини- музей народной игрушки, альбомы с разными техниками изобразительного искусства, печатки, дидактические пособия, трафареты, карточки для индивидуальной работы, раскраски, детское творчество. Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группах место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В соответствии с принципом учета возрастных особенностей содержание центров меняется в зависимости от детских интересов, от умений и навыков, от личных увлечений дошкольников. Детские работы (рисунки, поделки) выставляются на стендах, что позволяет осуществлять принцип индивидуального подхода.

Таким образом, развивающая предметно - пространственной среда групп, организована в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанной педагогическим коллективом ДОУ, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования. Развивающая среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, являясь при этом разнообразной, насыщенной, нестандартной, доступной и безопасной.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...