Развитие коммуникативных способностей у дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет пять направлений развития и образования детей:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования включено понятие об образовательной области «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».
Каковы задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• Развитие общения и взаимодействия между взрослыми и детьми, а также и сверстниками;
• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
• Формирование положительных установок к всевозможным видам трудовой и творческой деятельности; создание основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Коммуникативные способности – это навыки общения с людьми, которые необходимо развить. Нужно отметить, что отношения с людьми зарождаются и наиболее эффективно формируются в дошкольничестве. Первый опыт таких отношений становится той самой основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. В зависимости от того, как сформируются отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Неумение общаться зависит от многих факторов:
1. Затруднение испытывают дети со слаборазвитой речью;
2. У многих детей не сформирована дифференциация эмоциональных состояний и саморегуляция;
3. Малый объем мимических и пантомимических средств выразительности;
4. Слабость артикуляционной и тонкой моторики.
Особую значимость сложившаяся проблема приобретает в данное время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей внушает серьезную тревогу.
Причин много:
1. Чрезмерная «интеллектуализация» воспитания;
2. «Технологизация» нашей жизни. Лучший друг современного человека телевизор, компьютер, планшет;
3. Просмотр мультфильмов, игр, которые несут большой заряд агрессии;
4. Высокая занятость родителей.
А ведь человеческое общение раскрашивает мир яркими красками, существенно обогащая мир детей.
Задача педагога – создать необходимые условия для социально-коммуникативного развития детей (ФГОС):
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды;
2. Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
3. Устранение коммуникативных трудностей в сотрудничестве с родителями и с педагогом-психологом;
4. Моделирование игровых ситуаций.
Формы деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Образовательная деятельность в режиме дня: беседы, речевые ситуации, чтение сказок, составление рассказов, ситуации морального выбора, творческие игры и т.д.
Самостоятельная деятельность детей в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, раскрашивание, конструирование, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки).
Особое место отводится театрализованной деятельности. Она рекомендована в детских дошкольных учреждениях. Не маловажную роль в развитии и формировании личности ребёнка играет театрализация. Театрализация вызывает и пробуждает интерес к литературе, театру, вызывает в процессе игры определенные переживания, эмоции, способствует к созданию новых образов, содействует формированию коммуникативных способностей у детей, а также формированию способности защищать свою точку зрения, грамотно используя правила речевого общения, воспитывает доброжелательность во взаимоотношениях, умение анализировать поступки.
Театр обладает великой силой и воздействием на эмоциональный мир ребенка (он будит сочувствие, сострадание, а самое главное – способствует формированию личности ребенка).
Театрализованная деятельность у детей способствует развития:
1. Монологической и диалогической речи;
2. Развития у детей творчества, воображения, фантазии;
3. Обогащение словарного запаса;
4. Развитие двигательного опыта ребенка для передачи образа;
5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
6. Развитие любви к сказкам;
7. Умение анализировать поступки героев и делать выводы.
Выделено несколько этапов:
I этап – проведение игр. Работа этого этапа направлена, прежде всего, на развитие игрового поведения, развитие творчества у детей, умение общаться со сверстниками. Участвуя регулярно в любой игре, дети начинают глубже понимать содержание игр, проявляет интерес, становятся инициативнее, способствуют развитию монологической и диалогической речи.
II этап – проведение артикуляционной гимнастики с целью раскрепощения артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, четкой дикции, проведение пальчиковой гимнастики.
III этап - кукловедение. Общение с различными куклами доставляют детям радость. Игра с куклой побуждает ребенка придумывать небольшие истории, что способствует развитию у ребенка творчества, воображения и развитию диалога.
IV этап – этюд. Данный вид деятельности способствует словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос героя был легко узнаваемым. Обучаем имитировать и замечать характерные особенности для каждого героя. Воспитанники осваивают выразительность в движениях, внутренних свойствах образа – эмоциях, особенностях характера, поведении.
V этап – чтение сказок. Необходимо выразительное чтение сказок, а затем проведение беседы, поясняющую не только содержание сказок, но и характер героев.
VI этап – драматизация сказки. Задача данного этапа состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, интерес к драматизации, воспитывать у детей чувство партнерства, взаимовыручки, помогая детям овладевать навыками коммуникационного общения и способствуя развитию речи.
Этюд «Дождь идет»
Цели:
• познакомить детей с выражением эмоциональных состояний радости и грусти;
• развивать умение отвечать на вопросы;
• развивать умение повествовать сказку с применением плоскостного театра;
• формировать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых;
• развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход этюда.
Звучит запись дождя, дети бегают, подставляя ладошки капелькам дождя, раскрывают воображаемые зонтики над головой, затем рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Звучит аудиозапись сказки В.Г. Сутеева «Под грибом». Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя – стучат пальцами по ковру; полет бабочки – взмахивают руками; голос лягушки – квакают; уши зайца – показывают руками; движения лапок лисы – семенящее двигают руками по полу; солнце – обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных и объяснить, почему все животные и насекомые поместились под грибком. Педагог просит перед зеркалом изобразить выражение мордочки каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.
Этюд «Кто как ходит»
Цели:
• закреплять представления детей о животных и домашних птицах;
• учить детей имитировать движения, характерные для различных животных;
• развивать выразительность движений;
• учить детей дружно играть вместе.
Оборудование: игрушки (цыпленок, курочка, кот, лягушка), костюмы героев.
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям перевоплотиться в героев сказки К.Чуковского «Цыпленок», имитируя движения цыпленка, курочки, кота.
Этюд «Как огурчик стал смелым»
Цели:
• развивать у детей образное представление;
• развивать выразительность и эмоциональность движений;
• воспитывать у детей смелость.
Ход этюда.
Один из детей одевается в костюм огурчика и ложиться на ковер. Дети его накрывают покрывалом, тем самым имитируя листочек. Огурчик показывает эмоциональное состояние страх, используя мимические и пантомимические средства выразительности. Чтобы огурчика успокоить, дети обнимают его и говорят успокаивающие, ласковые и ободрительные слова: «Не бойся, милый огурчик, мы с тобой, ты – смелый!». Огурчик громким голосом говорит: «Я – смелый! Я не боюсь темноты». Чтобы каждый ребёнок смог показать эмоциональное состояние страх с применением средств выразительности - этюд проигрывается с каждым воспитанником.
Читайте также |
---|
Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста
Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...
Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…
Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...