Развитие коммуникативных способностей у дошкольников

 

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет пять направлений развития и образования детей:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно-эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования включено понятие об образовательной области «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Каковы задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

•  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

•  Развитие общения и взаимодействия между взрослыми и детьми, а также и сверстниками;

•  Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

•  Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

•  Формирование положительных установок к всевозможным видам трудовой и творческой деятельности; создание основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Коммуникативные способности – это навыки общения с людьми, которые необходимо развить. Нужно отметить, что отношения с людьми зарождаются и наиболее эффективно формируются в дошкольничестве. Первый опыт таких отношений становится той самой основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. В зависимости от того, как сформируются отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Неумение общаться зависит от многих факторов:

1. Затруднение испытывают дети со слаборазвитой речью;

2. У многих детей не сформирована дифференциация эмоциональных состояний и саморегуляция;

3. Малый объем мимических и пантомимических средств выразительности;

4. Слабость артикуляционной и тонкой моторики.

Особую значимость сложившаяся проблема приобретает в данное время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей внушает серьезную тревогу.

Причин много:

1. Чрезмерная «интеллектуализация» воспитания;

2. «Технологизация» нашей жизни. Лучший друг современного человека телевизор, компьютер, планшет;

3. Просмотр мультфильмов, игр, которые несут большой заряд агрессии;

4. Высокая занятость родителей.

А ведь человеческое общение раскрашивает мир яркими красками, существенно обогащая мир детей.

Задача педагога – создать необходимые условия для социально-коммуникативного развития детей (ФГОС):

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды;

2. Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

3. Устранение коммуникативных трудностей в сотрудничестве с родителями и с педагогом-психологом;

4. Моделирование игровых ситуаций.

Формы деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность в режиме дня: беседы, речевые ситуации, чтение сказок, составление рассказов, ситуации морального выбора, творческие игры и т.д.

Самостоятельная деятельность детей в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, раскрашивание, конструирование, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки).

Особое место отводится театрализованной деятельности. Она рекомендована в детских дошкольных учреждениях. Не маловажную роль в развитии и формировании личности ребёнка играет театрализация. Театрализация вызывает и пробуждает интерес к литературе, театру, вызывает в процессе игры определенные переживания, эмоции, способствует к созданию новых образов, содействует формированию коммуникативных способностей у детей, а также формированию способности защищать свою точку зрения, грамотно используя правила речевого общения, воспитывает доброжелательность во взаимоотношениях, умение анализировать поступки.

Театр обладает великой силой и воздействием на эмоциональный мир ребенка (он будит сочувствие, сострадание, а самое главное – способствует формированию личности ребенка).

Театрализованная деятельность у детей способствует развития:

1. Монологической и диалогической речи;

2. Развития у детей творчества, воображения, фантазии;

3. Обогащение словарного запаса;

4. Развитие двигательного опыта ребенка для передачи образа;

5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

6. Развитие любви к сказкам;

7. Умение анализировать поступки героев и делать выводы.

Выделено несколько этапов:

I этап – проведение игр. Работа этого этапа направлена, прежде всего, на развитие игрового поведения, развитие творчества у детей, умение общаться со сверстниками. Участвуя регулярно в любой игре, дети начинают глубже понимать содержание игр, проявляет интерес, становятся инициативнее, способствуют развитию монологической и диалогической речи.

II этап – проведение артикуляционной гимнастики с целью раскрепощения артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, четкой дикции, проведение пальчиковой гимнастики.

III этап - кукловедение. Общение с различными куклами доставляют детям радость. Игра с куклой побуждает ребенка придумывать небольшие истории, что способствует развитию у ребенка творчества, воображения и развитию диалога.

IV этап – этюд. Данный вид деятельности способствует словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос героя был легко узнаваемым. Обучаем имитировать и замечать характерные особенности для каждого героя. Воспитанники осваивают выразительность в движениях, внутренних свойствах образа – эмоциях, особенностях характера, поведении.

V этап – чтение сказок. Необходимо выразительное чтение сказок, а затем проведение беседы, поясняющую не только содержание сказок, но и характер героев.

VI этап – драматизация сказки. Задача данного этапа состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, интерес к драматизации, воспитывать у детей чувство партнерства, взаимовыручки, помогая детям овладевать навыками коммуникационного общения и способствуя развитию речи.

Этюд «Дождь идет»

Цели:

•  познакомить детей с выражением эмоциональных состояний радости и грусти;

•  развивать умение отвечать на вопросы;

•  развивать умение повествовать сказку с применением плоскостного театра;

•  формировать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых;

•  развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.

Ход этюда.

Звучит запись дождя, дети бегают, подставляя ладошки капелькам дождя, раскрывают воображаемые зонтики над головой, затем рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Звучит аудиозапись сказки В.Г. Сутеева «Под грибом». Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя – стучат пальцами по ковру; полет бабочки – взмахивают руками; голос лягушки – квакают; уши зайца – показывают руками; движения лапок лисы – семенящее двигают руками по полу; солнце – обводят руками круг.

Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных и объяснить, почему все животные и насекомые поместились под грибком. Педагог просит перед зеркалом изобразить выражение мордочки каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.

Этюд «Кто как ходит»

Цели:

•  закреплять представления детей о животных и домашних птицах;

•  учить детей имитировать движения, характерные для различных животных;

•  развивать выразительность движений;

•  учить детей дружно играть вместе.

Оборудование: игрушки (цыпленок, курочка, кот, лягушка), костюмы героев.

Ход этюда.

Взрослый предлагает детям перевоплотиться в героев сказки К.Чуковского «Цыпленок», имитируя движения цыпленка, курочки, кота.

Этюд «Как огурчик стал смелым»

Цели:

•  развивать у детей образное представление;

•  развивать выразительность и эмоциональность движений;

•  воспитывать у детей смелость.

Ход этюда.

Один из детей одевается в костюм огурчика и ложиться на ковер. Дети его накрывают покрывалом, тем самым имитируя листочек. Огурчик показывает эмоциональное состояние страх, используя мимические и пантомимические средства выразительности. Чтобы огурчика успокоить, дети обнимают его и говорят успокаивающие, ласковые и ободрительные слова: «Не бойся, милый огурчик, мы с тобой, ты – смелый!». Огурчик громким голосом говорит: «Я – смелый! Я не боюсь темноты». Чтобы каждый ребёнок смог показать эмоциональное состояние страх с применением средств выразительности - этюд проигрывается с каждым воспитанником.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы

Конспект сценария геокешинга «Морское путешествие» для детей старшей группы Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Образовательные задачи: Расширять представления детей...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...