Развитие моторных функций старших дошкольников посредством бисероплетения
«… Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
М.И. Кольцов.
Занимаясь с детьми старшей группы, я заметила, что на занятиях у большинства детей отмечается общее моторное отставание: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Моторная ловкость может эффективно развиваться на занятиях по плетению бисером.
В своей работе с дошкольниками я поставила перед собой цель: развитие моторных функций старших дошкольников на занятиях по бисероплетению.
В соответствии с целью я сформировала следующие задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
- Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей.
- Развивать художественные навыки и эстетический вкус.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно-прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.
На первых занятиях я знакомлю детей с украшениями, игрушками из бисера. Изготовление изделий на занятиях строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку. Сначала на занятиях дети выполняют работу под диктовку, а затем я постепенно ввожу образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память. Начинаем плести с самого простого. Азы бисероплетения – это плетение на проволочной основе. Вначале я предлагаю детям поочередно нанизывать бисер двух цветов на проволоку или леску: «украшения для кукол», «сувениры», «игрушки на маленькую ёлочку», дети учатся нанизывать бусины на проволоку, затем из неё мы формируем звёздочку, ёлочку, листик и так далее.
Вначале дети испытывают трудности при нанизывании бусинки на проволоку, так как у детей слабо развита моторика пальцев и детям трудно захватить пальцами маленькую бусину. Но через 2 – 3 занятия дети справляются с этим заданием гораздо быстрее, затем я усложняю задачу, и мы выполняем с детьми «бусы и браслеты в виде косичек», «цепочку из колечек», «весёлые рыбки», способом простого нанизывания бисера на леску, переплетения их в виде косичек, соединения колечек между собой. Через 6-7 занятий я знакомлю детей со способом параллельного плетения (изготавливаем фигурки животных, ёлочки, человечков, цветов), здесь дети не только нанизывают бусины, но и учатся закреплять ряды, что требует от детей больших усилий и ловкости пальцев рук, ведь нужно не только нанизать бусинки, но и удержать их при протягивании через них второй проволоки. Первое время у детей скатываются бусинки, и им снова приходится начинать всё сначала, здесь вырабатывается выдержка, усидчивость, что тоже не маловажно при обучении детей в школе. К середине подготовительной группы дети уже самостоятельно работают по схемам. Дома дети самостоятельно пользуются различной литературой по бисероплетению, изучают схемы и изготавливают поделки.
С самого начала процесса обучения систематически обращаю внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.
Помните!
- все материалы и инструменты нужно хранить в шкатулке или в специальной коробочке;
- для хранения иголок, булавок использовать только игольницу.
При работе:
- аккуратно обращаться с материалами и инструментами;
- не вкалывать в одежду булавки и иголки (использовать только игольницу);
- нить, леску и проволоку обрезать только ножницами (руками и зубами не рвать!);
- для защиты пальцев использовать наперсток;
- ножницы класть только с сомкнутыми лезвиями;
- ножницы передавать только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;
- бисер из пакетиков (баночек) высыпать в отдельные крышечки по чуть - чуть, чтобы не просыпать большое количество бисера, на котором можно поскользнуться;
- через каждые полчаса работы нужно 15 минут отдохнуть (для защиты зрения).
После окончания работы:
- проверить количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько же, сколько было в начале работы);
- сломанные иглы, булавки нужно аккуратно завернуть в бумагу и выбросить;
- инструменты и материалы убрать в шкатулку (коробку).
Создавая красивые изделия из бисера своими руками, ребенок испытывает настоящую радость. А как светятся их глаза от счастья, когда они рассказывают о том, как дарили свои поделки из бисера маме, бабушке, сестре или подружке!
По результатам диагностики, я пришла к выводу, что систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов, а именно: кисть приобретает подвижность; гибкость; исчезает скованность движений; меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям в школе.
Через желание иметь такую же игрушку, ребенок доводит дело до конца, даже если не получается, ребенок все равно плетет.
В перспективе хочу продолжить работу по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возраста, так как это влияет на развитие мелкой моторики, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Список литературы.
- Белая Е.А., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: Родничок, 2000.- 48с.
- Данилова Е. Развитие моторики у детей // Педагогический вестник. - 2000. - №5. - С.11.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.,1973. - 105 с.
- Ликсо Л.Н. Бисер. От простого к сложному. - Минск: Харвест, 2010. - 256 с.
Читайте также |
---|
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России»
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России» Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к России, гордости за родную страну Задачи: - Закрепить и...
Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»
Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...
Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…
Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к нам пришла» Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить...