Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста через сказку

 

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями. Известно, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможности успешного обучения ребенка.  

Сенсорные эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например система геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвет (синий, красный, желтый, зеленый).  В связи с этим мною были придуманы сказки познавательного и обучающего содержания.  

В сказке идет повтор, игра, фантазия, непроизвольное закрепление обучающего материала.  Таким образом, математическая сказка закрепляет новые знания о сенсорных эталонах.

 

Сказка о круге, квадрате и треугольнике

Жили – были на лесной полянке веселые геометрические фигуры: братец – круг, братец – квадрат и братец- треугольник. У каждого братца был свой домик. Жили они дружно, ходили друг к другу в гости. И все бы у них было хорошо, но в один из пасмурных дней, подул сильный ветер и рассорил всех братьев.

Стали они спорить.

Братец – круг говорит, что он квадрат. Братец – треугольник стал называться кругом, а братец- квадрат – треугольником. Каждая фигура перепутала свой домик. Весь день и всю ночь братья спорили между собой.

В одно прекрасное утро выглянуло солнышко, небо стало яркое, голубое. Солнышко собрало все фигуры на полянке и стало объяснять, как они называются.

Подозвало солнышко квадрат и сказало:

 - Ты братец – квадрат. Потому что у тебя есть четыре угла, четыре одинаковые стороны, ты похож на платок.

Затем солнце подозвало круг:

 - Ты братец – круг. Ты похож на солнце, такое же круглое, у тебя нет углов, можешь катиться как колесо.

 Последний остался треугольник:

- Ты братец – треугольник, ты похож на крышу дома. У тебя есть три угла и три стороны.

Затем все братья разошлись по своим домикам: братец – круг пошел в домик, где была круглая дверь, братец – квадрат зашел в домик, где была квадратная дверь, а братец – треугольник – в домик, где была треугольная дверь.

И стали они по-прежнему жить дружно и весело.

 

Сказка о круге, квадрате и треугольнике

 

Сказка о круге и зайчике

Когда геометрические  фигуры стали опять жить дружно, братец – круг решил пойти в поход, в лес, собрался и покатился по тропинке. Навстречу ему зайчик.

Зайчик спрашивает:

- Ты кто? Я возьму тебя к себе.

- Я круг, - отвечает братец – круг. Меня нельзя забирать. Я похож на солнце, приношу всем радость и свет. У меня нет углов, поэтому я добрый.

Зайчик подумал и сказал:

- Еще ты похож на мою любимую тарелочку, у меня есть круглое зеркало, на моей тележке есть колеса, похожие на тебя.

Братец – круг обрадовался, что может приносить пользу всем и покатился домой рассказать об этом своим братьям.

 

Сказка о круге и зайчике

 

Сказка о треугольнике и лисичке

Братец – треугольник тоже захотел погулять по лесу и узнать, что интересного есть в лесу.

На его пути повстречалась елочка. Братец – треугольник постоял, посмотрел на нее и спросил:

- На что ты елочка похожа?

Елка отвечает:

- Я похожа на твои уголочки, т.е. на тебя, платье мое такой же треугольной формы как ты.

Дальше ему повстречалась грустная лисичка, у нее был зонтик, но на нем не было узоров.

- Помоги мне, треугольник, украсить мой зонтик, - сказала лисичка.

И братец – треугольник разукрасил зонтик веселыми елочками.

Лисичка поблагодарила треугольник и веселая пошла дальше. Братец – треугольник побежал к братьям, чтобы рассказать, что он помог лисичке.

 

Сказка о треугольнике и лисичке

 

Сказка о квадрате и ежике

Когда братец - квадрат узнал, что его братья круг и треугольник всем помогают, он тоже решил пойти в лес. Шел он, шел и на пригорке  увидел много квадратов разных размеров, выпиленных из дерева.

- Что же из них можно сделать? – подумал братец – квадрат.

Мимо пробегал ежик, он искал из чего же можно сделать стол. Братец – квадрат помог ежику. Нашел он большой квадрат  с четырьмя одинаковыми сторонами, прибил к нему по четырем углам ножки и получился чудесный стол для ежика. Ежик поблагодарил его.

Услышал зайчик, что братец – квадрат помогает лесным жителям и решил попросить у него, что бы он смастерил стульчики для гостей.

И братец – квадрат сделал из маленьких квадратов, стульчики. Зайчик сказал спасибо и понес стульчики домой.

Братец – квадрат понял, что он тоже умеет  помогать лесным жителям.

 

Сказка о квадрате и ежике

 

Сказка о желтой картине

Братец – круг, братец – квадрат  и братец – треугольник отправились гулять  и на лесной полянке они увидели цветную коробочку. Открыли они коробочку и увидели, что там лежит краска желтого цвета и кисточки, которыми можно рисовать.

- Что же нам с ними делать? - спросил братец – квадрат.

А солнышко им подсказало:

 - Вы возьмите каждый по кисточке, и нарисуйте картину.

 Поставили братья чистый – белый холст, взяли кисточки и стали думать, что бы им такое нарисовать. Первым придумал братец – треугольник:

 - Я вспомнил, что бывает желтого цвета, я нарисую цыпленка. Макнул он свою кисть в желтую краску и получился пушистый, желтый цыпленок.

Тут и братец – круг вспомнил, что бывает желтого цвета и сказал:

- А я нарисую желтые одуванчики.

Задумался братец – квадрат, что бы ему еще нарисовать желтого цвета и сказал:

- Я нарисую солнце, потому что оно дарит людям тепло, радость.

Солнышко предложило братьям дорисовать на своей картине еще предметы, желтого цвета, но  разной формы - квадратной, круглой и треугольной.  

Братец – круг дорисовал желтому цыпленку, желтую, круглой формы шляпку.

Братец – квадрат, предложил нарисовать квадратной формы, желтые часы.

А братец – треугольник, дорисовал цыпленку желтый бантик, который состоит из двух треугольников.

 Вот такая желтая картина получилась у братьев.

 

Сказка о желтой картине

 

Сказка о синей картине

Пошли братец – круг, братец – квадрат и братец – треугольник дальше, и увидели на пеньке лежит другая цветная коробочка, заглянули, а там лежит синяя краска и кисточки. И тут солнышко опять братьям предложило нарисовать картину, но только синего цвета. Опять задумались братья:

-  Что же можно нарисовать синего цвета?

Взял кисточку братец – круг, посмотрел по сторонам и увидел синие колокольчики. И нарисовал эти красивые цветочки посередине холста.

Вдруг братец – квадрат услышал неподалеку какой–то шум, это оказалось, что мимо протекал ручей. И он решил нарисовать синий ручеек.

- Ну вот, - сказал братец – треугольник: - вы все нарисовали, а я и не знаю, что еще можно нарисовать. И тут ему на кончик кисточки села красива стрекоза, она была синего цвета. Обрадовался братец – треугольник, что стрекоза сама ему подсказала, что можно нарисовать синего цвета. Макнул он кисточку в синею краску и нарисовал стрекозу, пока она не улетела.

Солнышко опять им предложило нарисовать любые предметы разной формы, но одного синего цвета.

Братец – круг нарисовал синий, круглый барабан.

Братец – квадрат нарисовал синий квадратный .... . стол стул

Братец – треугольник нарисовал синею, красивую шаль, треугольной формы.

Вот такая синяя картина получилась у братьев.

 

Сказка о синей картине

 

Сказка о красной картине

На следующий день, когда опять выглянуло солнышко, братцы снова решили пойти погулять в лес и посмотреть, какие сюрпризы их ожидают в лесу сегодня. Прошли они свою полянку, перешли через ручеек и тут под елочкой они увидели опять цветную коробочку, в которой опять лежали краска и кисточки.  Но только на этот раз краска была красного цвета.

Взяли братья краску, а с чего начать и что рисовать они не знают. Стали они думать, смотреть по сторонам.

Посмотрел братец – круг в правую сторону, увидел красные цветы, это были маки. Макнул он кисточку в краску и нарисовал эти красивые красные цветы.

Братец – треугольник посмотрел в левую сторону, там краснели маленькие бусинки, присмотрелся он, и это оказались красные ягоды.

Братец – квадрат нарисовал петушка.

- А почему ты нарисовал петуха? – спросил его братец – круг. - Он ведь не красного цвета.

- Но у него есть красный гребешок, на голове, - ответил братец – квадрат. И дорисовал ему гребешок.

И тут опять солнышко сказала:

- А теперь нарисуйте предметы, разной формы, красного цвета.

Опять братья задумались. Но братец – круг сразу вспомнил, что у него дома есть красный, круглый воздушный шарик. И он нарисовал его на картине.

Братец – квадрат придумал нарисовать красный, квадратный . . . . . . дом из кирпича

А братец – треугольник нарисовал красный колпак, треугольной формы, который ему подарили на день рождения.

Солнышко похвалила братьев:

- Красивая опять у вас получилась картина, но теперь она красного цвета

 

Сказка о красной картине

 

Сказка о зеленой картине

Пошли братцы дальше. И тут на тропинке лежала опять цветная коробочка, а там была краска зеленая и то же лежали кисточки. Поняли они, что надо нарисовать картину зеленого цвета. Но думать братцы долго не стали. Потому что куда не посмотри, все было зеленого цвета.

Братец – круг нарисовал полянку, а на ней зеленую травку.

Братец – квадрат нарисовал зеленого кузнечика на этой полянке.

А братец – треугольник нарисовал деревья, а на них зеленые листочки.

Но тут солнышко опять предложило им дорисовать на своей картине предметы зеленого цвета, разной формы.

Братец – круг нарисовал круглый мячик, с которым он любил играть.

Братец – квадрат нарисовал зеленый, квадратный платок, который он сшил сам.

Братец – треугольник нарисовал зеленую елочку, у нее платье было треугольной формы.

Вот такая зеленая картина получилась у братцев.

Солнышко собрало все четыре картины и сказало:

- Я сделаю выставку ваших картин, пускай все лесные жители полюбуются вашим творчеством.

 

Сказка о зеленой картине



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Сценка - сказка «Тыква – домик теремок»

Сценка - сказка «Тыква – домик теремок» Пояснение: Данная сценка предназначена для детей от 5 лет, её можно вставлять в утренники в...

Читайте также

Воспитание маленького гражданина

Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...