Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям родного края посредством народной игры

 

Физическое развитие является одним из приоритетных направлений в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают:

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими; обладает развитой потребностью бегать, прыгать, способен к волевым усилиям;

- обладает элементарными представлениями о социальных, этнокультурных особенностях своего региона;

- проявляет познавательный интерес к традициям своего народа.

Следует отметить, что целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, дополняются и конкретизируются с учетом региональных целей и задач.

  Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, в самостоятельной или совместной с педагогом деятельности, так или иначе связано с игрой.

  Народная игра выделена нами, как одна из форм реализации регионального компонента.

  Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность Белгородчины, колорит его обычаев, сформировать интерес к культуре родного края, ее традициям.

Поэтому в настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. На наш взгляд, народная игра способствует формированию гармонически развитой, активной личности, позволяет решать задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры родного края [2].

В народных играх мы выделяем следующие аспекты развития детей:

- речевое (словесное) общение;

- ритмическое или мелодическое выражение;

- совместные движения и действия.

Народные игры Белгородчины вобрали в себя лучшие региональные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт; в них много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Осуществляя реализацию регионального компонента, мы определили основные задачи:

- содействовать укреплению здоровья дошкольников;

- приобщать к народным традициям родного края;

- способствовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями;

- воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

- прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно играть в народные игры Белгородчины.

Для реализации поставленных задач, мы пришли к единому мнению о разработке программы «Играйте вместе с нами», для детей старшего дошкольного возраста.

Целью программы является приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям родного края через использование народных игр Белгородчины.

Задачи программы:

- создать условия для организации и проведения народных игр через включение детей в совместную деятельность;

- способствовать расширению кругозора старших дошкольников;

- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;   

   - активизировать двигательную деятельность детей.

При разработке программы нами была использована классификация народных игр по Кудрявцеву:

1. По интенсивности используемых в игре движений.

- Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Колпачок», «Солнце и месяц», «Соломинка», «Фигуры», «Ах ты, берёзка», и т.д.

- Игры средней интенсивности. Например: «Платок», «Лапти», «Бубенцы», «Палочка-выручалочка» и т.д.

- Игры высокой интенсивности. Например: «Дедушка Семак (Семён)», «Салка», «Колдун», «Стадо», «Звонари» и т.д.

2. С учетом возрастных особенностей детей.

Уделяется большое внимание выбору игр, если игры не соответствуют возрасту, то нагрузка для детей может оказаться слишком большой, или наоборот, игра не будет вызывать интереса у детей, т.к. будет казаться достаточно простой.

3. По отношению к структуре занятия.

Для осуществления цели и задач программы, мы составили календарное планирование.

Важным в реализации программы, стало создание игротеки «Народные игры Белгородчины».

С собранными в игротеке играми знакомятся и дети, и сотрудники детского сада, и родители. Наши родители в последнее время стали активными участниками образовательного процесса. Они подбирают для детей игры, в которые когда-то играли сами и взрослые старшего поколения.  С целью обогащения опыта детей, с помощью родителей, были собраны рушники, крынки, вышитые, куклы, предметы лозоплетения и непосредственно те предметы, которые дети использовали в хороводах и народных играх: кушаки, подвязки, плетёнки, колпаки, шапки-ушанки, платки, бусы, деревянные ложки и др.

В настоящее время, ни один наш праздник не обходится без народных игр и хороводов. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми друг к другу. Народные игры «Бои подушками» и «Петушиные бои» позволяют снять эмоциональное напряжение, превратить негативное настроение в шуточную игру. Игры «Плетень», «Золотые ворота», «Ручеек», «Бусинки», «Мы – оскольские ребята» развивают умение сотрудничать, формируют доброжелательное отношение друг к другу, позволяют преодолеть скованность и нерешительность некоторых детей.

К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные – «Ах ты, берёзка», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, родители и другие сотрудники детского сада.

Народные игры развивают у ребенка навыки социального поведения, позволяют проявлять творческие способности при придумывании детьми новых вариантов игр. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Звонница», «Краски», «Фанты», «Плетень».

Считаем, что педагогам детского сада следует широко использовать народные игры родного края на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Приобретенные в играх навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями, становлению познавательных процессов.   

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие народные традиции. Таким образом, использование народных игр Белгородчины, не только побуждает детей к двигательной активности и укрепляет здоровье, но и способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к народным традициям родного края.

 

Список литературы:

1. Литвинова М.Ф. Русские народные игры - Москва, /Просвещение/ 1986.

2. Кенеман А.В. Детские подвижные народные игры народов России. - Москва, /Просвещение/ 1989.

3. Константинов Ю.С. Народная игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, / физической культуры, 1983 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая…

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Моя любимая сказка» Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок. Образовательные задачи: -...

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в…

Технологическая карта НОД «Что растёт в лесу, кто живёт в лесу»