Сообщение из опыта работы:
«Воспитание нравственных чувств и этических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

 

На сегодняшний день одним из самых важных преобразований, произошедшими в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития. Одной из приоритетных задач стандарта является задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями» Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. При всех изменениях в дошкольном образовании, игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит творческий характер.

Отмечая значение игр для развития той или иной стороны деятельности (в дидактических играх - умственная работа, в подвижных - движение, в строительных играх – конструктивные способности и навыки), мы не замечаем порой главную сторону детской игры. Такие важнейшие звенья детской жизни, как взаимоотношения, поступки, чувства зачастую оказываются отодвинутыми на задний план. Эту важнейшую проблему успешно помогает решать сюжетно-ролевая игра. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать ее как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используем разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе.

Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. В настоящее время проблема нравственного воспитания дошкольников очень актуальна. Наблюдая за детьми, за их проявлениями в игровой деятельности, часто можно увидеть, что многим детям трудно наладить контакт со сверстниками, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Понимая большие воспитательные возможности сюжетно-ролевых игр, их роль в формировании нравственных качеств личности, в первую очередь обращаем самое серьезное внимание на организацию предметно-развивающей среды.

Предметно - развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

При построении предметно - пространственной среды руководствуемся принципами В.А Петровского:

  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности - динамичности;
  • Полифункциональности;
  • Гендерный подход,

 что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно несколькими группами, а в случае необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной игры.

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей той или иной возрастной группы с деятельностью взрослых, особенностями социума, после экскурсий по ознакомлению детей с деятельностью взрослых. Такая выстроенная система работы и созданная предметно-развивающая среда группы обеспечивает реализацию задач образовательной области «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); способствует формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Дети старшего дошкольного возраста не утрачивают интереса к играм в куклы. Эти игры направлены на воспитание у детей заботливого отношения к людям. С особым вниманием относимся к отбору кукол, чтобы с учетом интересов ребенка, его потребностей, и опыта влиять на воспитание нравственных качеств. Есть куклы-сверстники, интересны куклы-малышки, игры с которыми способствуют развитию заботливого отношения к младшим; помогают утвердиться в роли старшего. Сюжеты игр с куклами, самые разнообразные: школа для кукол, путешествие с куклой, чтение книг куклам и т. п. Одних детей привлекает в этих играх отражение общественных отношений; для других открывается перспектива трудиться; но что особенно важно, в процессе таких игр, у всех детей формируется доброта, забота, отзывчивость.

В играх с куклами типа «День Рождения куклы», «Приход гостей» эффективно осуществляется воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру, показываем детям пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.

По-прежнему любимыми были и остаются у детей игры в «Семью», в «Детский сад», в «Больницу», в «Магазин». Эти игры способствуют отражению различных отношений, характеризующих любовь, гуманизм, здесь формируются такие качества как доброта,сострадание, милосердие. В процессе игр всегда обращаем внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей. Чтобы у детей не пропал интерес к этим играм, постоянно стремимся к обогащению сюжета, стараемся дать детям новые знания и представления.

Очень интересными, и воспитательно-значимыми, стали для детей старшего дошкольного возраста игры-путешествия, которые являются разновидностью сюжетных игр. Такие игры полезны для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, обогащают их эмоциональную и нравственно-приемлемую жизнь.

Наша жизнь не стоит на месте. Она постоянно вносит новые коррективы.

На сегодняшний день детская игра стала другой. Изменилась социальная действительность. Появляются новые профессии (администратор, маркетолог, риелтор, модератор), а значит новые возможности для расширения тематики сюжетно-ролевых игр.

У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс», «Модельное агентство», «Туристическое агентство». Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).

 Наибольшее влияние на воображение дошкольников оказывает телевидение, дети стали предпочитать роли телевизионных героев. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и т.д.) Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Организация сюжетно-ролевой игры на темы, отражающие социальную действительность, протекает с опорой на непосредственный опыт детей, который в силу современных условий ребенок получает преимущественно вне стен ДОУ. Успех отражения впечатлений в игре зависит от того, что видел ребенок. Поэтому, очень важно направить игру в нужное русло, способствовать положительному эмоциональному развитию детей, воспитывать в играх гуманные чувства - честность, справедливость, уважение к взрослым и сверстникам.

Чтобы в детском саду научить детей играть в сюжетно-ролевую игру, отражающую современные профессии, воспитателю необходимо самому знать их, и четко представлять, чем занимается тот или другой человек в своей профессии.); стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привнесет в детскую игру новое содержание и новые умения.

И еще об одном важном аспекте нравственного воспитания в играх.

Воспитание добрых чувств в играх – одна из сложных педагогических проблем, и положительное ее разрешение зависит от контакта с родителями. Не секрет, что многие родители не придают большого значения игре, как средству воспитания нравственных чувств. В связи с этим разъясняем родителям (на родительских собраниях, в беседах, консультациях, информационных стендах), что для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Чтобы у детей сформировалось полноценное выполнение нравственных норм, необходимо совместить усилия общественного и семейного воспитания.

Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр, нужно всегда помнить, что успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер. Проводимая работа в ДОУ доказывает необходимость и важность применения сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей. Работа в этом направлении будет продолжаться.

 

Использованная литература:

  1. Аникеева Н. П. «Воспитание игрой» М., 1987.
  2. Буре Р.С., Година Г.И.Шатова А.Д. и др. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  3. Жуковская Р.И. «Игра и ее педагогическое значение».
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Педагогические принципы организации сюжетной игры». Ж. Д/В. 1989, №4.
  5. Спиваковская А.С. «Игра – это серьезно» М.,1981.
  6. Усова А.П. «Роль игры в организации и деятельности детей». Ж. Д/В 1999, №7.
  7. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., 1999.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается» Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты. Обогащать словарь детей...

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Читайте также

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы Вход зал. (музыкальная композиция) 1. Что такое в нашем зале? Мы такого не видали! Это осень к нам...

Театр «Арлекин»

Театр «Арлекин» Кукольный театр - искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Увиденное в...