Статья на тему:
Риски инновационной деятельности педагога в дошкольной образовательной организации

 

Аннотация: автор анализирует понятие «риски инновационной деятельности», изучает существующие риски инновационной деятельности педагога на пример дошкольных образовательных организаций, выделяет несколько видов таких рисков.

Ключевые слова: инновации, риск, педагогический риск, виды рисков инновационной деятельности педагога.

Современное общество повышает значимость обновления образования, поскольку система образования не только регулирует актуальные социальные отношения, но и создает будущее. Сегодня наиболее эффективной формой реагирования образования на изменяющиеся условия являются инновации. Повсеместно проводятся конкурсы, конференции и семинары, касающиеся инновационной деятельности, которой охвачены практически все структуры и подсистемы образования. Инновационное развитие поддерживается на всех уровнях и государственном, и региональном.

Важная часть мотивации инновационного развития системы образования – поддержка инноваций на уровне каждого конкретного педагога, стимулирование их инновационной деятельности, что, в свою очередь, стимулирует инновации в масштабах системы образования в целом.

Однако, введение инноваций не всегда приводит к качественным изменениям в образовании. Так, К.М. Ушаков отмечает, что образовательные инновации сейчас в моде, но, как почти любой массовый продукт, они серьезно страдают по части качества. Автор считает, что термин «инновация» в образовании в настоящее время имеет устойчивую окраску позитивности и успешности, однако статистика показывает, что большинство из инноваций оказываются неуспешными [5].

Для успешной реализации инновационной деятельности педагогам все чаще приходится принимать инновационное решение, а значит – идти на определенный риск. В процессе инновационной деятельности могут возникать различные риски, так как инновационный процесс несет в себе большую долю неопределенности.

В словаре В.И. Даля «риск» рассматривается путем анализа глагола «рисковать». В данной трактовке первое значение термина характеризует активное, сознательное действие человека с надеждой на удачу в условиях неопределенности итога действий. При этом отмечаются волевые качества личности. Вторая трактовка учитывает неблагополучный исход событий при той же акцентуации внимания на качествах личности – отвага, смелость, решительность, предприимчивость [3]. Эти же компоненты присутствуют в определении риска в словаре русского языка С.И. Ожегова, где слово «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход [4].

Слово «риск» произошло от греческого «rizikon» и означает «утес, скала». Первоначально это слово связывалось с чувством страха, которое испытывает человек или, находясь у обрыва, или, лавируя между скалами. Современное понимание риска, как правило, предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации); как возможность отклонения от цели.

В развитии этого понятия выделяются три ступени:

1 – риск определяется в самом общем виде как вероятное распределение результатов хозяйственной деятельности субъекта;

2 – риск определяется как отклонение фактических результатов от их плановых ожиданий;

3 – риск определяется как распределение вероятностей неблагоприятных результатов [6].

В педагогике риск имеет свою специфику. Первой составляющей педагогического риска является мера ответственности педагога в осуществлении собственного педагогического замысла в отношении конкретного ребенка или группы детей. Вторая – характеризует педагогический риск как деятельность педагога, направленная на преодоление неопределенности в ситуации принятия педагогического решения. Третья – связана с регулированием взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Четвертая – отражает согласованность действий всех участников педагогического процесса [6].

В настоящее время отмечается активное изучение проблемы риска. Современная рискология ориентирована на управление рисками с целью их предупреждения, избегания или минимизации. Поскольку в каждой из сфер деятельности рассматривается свойственный им риск, единой классификации рисков не существует.

В собственной практической деятельности мы придерживаемся классификации рисков, предложенной М.А. Беляевой, которая выделяет: кадровые риски, контингент-риски, процессуальные риски (учебно-методические), имиджевые риски [1, с. 21]. Данная классификация хорошо подходит для оценки рисков инновационной деятельности в образовательном учреждении, а именно – в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Каждому педагогу нашего детского сада необходима методическая помощь по освоению инноваций. В условиях повышения требований к качеству образования дошкольные организации подвергаются влиянию многих рисков одновременно, а в первую очередь – это кадровые риски. Коллектив постоянно меняется из-за «текучки» кадров, одни увольняются, не получив морального удовлетворения, другие из-за материального неблагополучия, третьи уходят в отпуск по уходу за ребенком.

Другими рисками характерными для ДОО являются контингент-риски, проявляющиеся в увеличении количества воспитанников – до 30 человек в группе и более, что отражается на качестве образовательного процесса, и на результатах инновационной деятельности.

Анализ литературы и собственный опыт позволил нам выделить следующие риски инновационной деятельности:

1) «личностные риски», когда возникает внутриличностный конфликт, причина которого в несогласованности требований системы образования с личными интересами и возможностями педагога;

2) «методические риски», вызванные недостаточным уровнем профессиональной готовности педагога;

3) «технологические риски», возникающие при неоптимальном выборе и внедрении новых технологий, когда они не достигают заявленных целей;

4) «экономические риски», связанные с отсутствием материальных стимулов инновационной деятельности – дополнительной оплаты;

5) «физические риски», суть которых в появлении заболеваний, спровоцированных хроническими психологическими проблемами педагогов или детей.

В нашем списке часть рисков относится к кадровым (№1-2; частично 5), другие – к процессуальным (№3-4) и контингент-рискам (№5).

Таким образом, риски инновационной деятельности педагога достаточно сложное явление, связанное с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых педагогами решений. Чаще всего эти решения предполагают преодоление возможных неблагоприятных последствий на пути от цели к результату.

Для осуществления успешной инновационной деятельности в образовании необходимо умение прогнозировать возможные риски с тем, чтобы наметить меры по их устранению или минимизации. Мы выделили пять групп инновационных рисков, характерных для дошкольных организаций, но они носят универсальный характер и могут проявиться в образовательных учреждениях другого типа.

 

Список использованной литературы:

1. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 16-23.

2. Буянов В.П. Рискология (управление рисками): уч. пособие. - М., 2007.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т 4. – М.: Олма – пресс, 2001. – 576 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1984. –797 с.

5. Ушаков К.М. Инновации, прирост и кривая развития // Директор школы. - 2009. - № 6.

  1. Хабибуллин Э.Р. Готовность к риску как фактор эффективной педагогической деятельности в ситуациях неопределенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2008.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка»…

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка» в старшей группе Цель: Обогащение словарного запаса. Задачи: - Формировать умение правильно употреблять в речи слова...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

В нашем садике родном, очень весело живем

В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...

Читайте также

Интересно о профессиях!

Интересно о профессиях! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является...

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...