Консультация для родителей
«Что важно знать о ребёнке трёх лет?»

Уважаемые родители!

Хочу рассказать Вам о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста, а именно о кризисе трёх лет.

Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным.

Внешне эти изменения выражаются в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет.

Возрастной кризис трёх лет усиливает потребность «быть взрослым» особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребёнка, относятся к нему по-прежнему как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребёнка буйство эмоций.

Кризис «Я сам!» - не ужасный возраст, он важен так как природа даёт ребёнку самостоятельность-ценное личностное качество.

Кризис может длиться от нескольких месяцев до 2 лет.

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, — возникновение негатевизма. Это такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил взрослый. Негатевизм отличается от обычного непослушания тем, что ребёнок не желает делать что-либо именно потому, что его попросили.

Второй симптом кризиса трёх лет – упрямство. Упрямство следует отличать от настойчивости. Упрямство-такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал сам.

Третий момент, характеризующий кризис трёх лет, — своеволие, своенравие. В них заключено стремление ребёнка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребёнок хочет всё сделать сам.

Второстепенное значение в характеристике кризиса трёх лет имеет протест-бунт. За этим симптомом угадывается   как бы протест ребёнка, требующего самостоятельности. Переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

На первые три года жизни ребёнка приходится пик его эмоционального развития. Психическое развитие ребёнка достигло такого рубежа, что он начал выделять себя как индивидуум. Ребёнок обижается, если взрослые не хотят признавать его взросления, говорят об этом с иронией. Это злит   ребёнка, он становится нервным, неспокойным.

В своё маленькой головке он как бы провёл разграничительную линию между   собой и другими. Именно поэтому дети этого возраста так чувствительны к подобным характеристикам и оценкам взрослых. Так хочется вновь и вновь убедиться в своей значимости, компетентности, умелости и могуществе.

В период появления в речи ребёнка местоимения «Я» знаменуется переменами в его поведении- возникает стремление действовать самому. После возникновения «системы я» в психике ребёнка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых быть хорошим.

Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых-создаёт у ребёнка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь.

Например: малыш посещает детский сад и тайком приносит игрушки из садика домой. Как бороться с этим воровством?

Не следует сразу же придавать подобному поступку ребёнка статус кражи. У него свои мотивы: ему не даёт покоя ощущение своего «Я». Он ищет собственного самовыражения во всём. Он исследует по-своему мир социальных отношений: «что будет , если я поведу себя так или этак»? Одной из таких ситуаций у трёхлетних малышей является опыт присвоения чужого. Бывает, что это способ обратить внимание взрослого на себя! Бывает, что это-сверхострое ощущение «Я», потребность сделать что-либо вопреки дозволенному, азарт тайного, стремление пережит острое ощущение: «Опасно»! В этом случае не стоит торопиться с выводами, а лучше поразмышлять, как поступить лучше, что и как сказать ребёнку, чтобы не усложнить ситуацию. Можно сказать ребёнку, что вас огорчил его поступок, вам стыдно за него. Скажите, что другой ребёнок будет плакать.

Малыш данного возраста очень нуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоциональное благоприятное состояние.

 

Литература:

1. О.А. Шаграева «Детская психология», Москва изд. центр «Владос» 2001г. стр. 212

2. «Что важно знать о ребёнке трёх лет, чтобы лучше понимать его?» Е. Арнаутова, Журнал «Обруч» №2 1999г. стр. 13



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами

Инновационная экологическая работа совместно с родителями и педагогами Внедрение ФГОС ДО повышает требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...