Родителям о развитии речи малыша

071Ваш малыш появился на свет. Теперь весь период новорождённости вы будете заботиться о том, чтобы он был сыт, здоров, рос и прибавлял в весе, хорошо спал. Но не забывайте, что не менее в этот период позаботиться о развитие речи малыша, ведь по мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общее и специфические способности. А для этого вам, заботливые родители, нужно с первых дней жизни ребёнка активно общаться с ним, сопровождать речью весь процесс ухода за малышом, причём разговаривать эмоционально, выразительно, правильно и чётко произнося слова.

Как вообще должна развиваться речь ребёнка до трёх лет? В логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может послужить памяткой для родителей.

  • От 1,5 до 5 месяцев - период «гуления», малыш издаёт певучие звуки: а-а-а, гу-гу, аги, ага, буу.
  • От 6 до 9 месяцев - «лепет», ребёнок произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «ба-ба-ба! ма-ма-ма! па-па-па! тя-тя-тя! ня-ня-ня!» В этот период чаще поите малышу при умывании и купании, например «Водичка, водичка, умой моё личико…» и другие русские народные потешки и песенки.
  • От д9 месяцев до 1 года - первые слова и звукоподражания: мама, папа, деда, ав-ав, муу, дай, да, не. Малыш с удовольствием играет с вами в известные народные игры «Ладушки», «Сорока-ворона» и др.
  • В 1 год в развитие речи ребёнка происходит скачок. При нормальном речевом в этом возрасте он осознанно произносит десять-пятнадцать слов. Хорошо если в этом возрасте вы читаете ему простые стишки А.Барто из книги «Игрушки», рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», показываете яркие, красочные картинки с изображением животных, птиц и т.п., играете с мячиком, пирамидкой, кубиками.
  • В 1 год 6 месяцев в словаре ребёнка около пятидесяти слов, а к двум годам - около 200. Он произносит короткие фразы и предложения типа «Лялябух! Мама, дай!»
  • К 3 годам в словаре ребёнка более тысячи слов, в речи сложные предложения разной конструкции (например: «Папа купит мне большой велосипед, когда я вырасту.»).  

В речи трёх летнего малыша ещё остаются грамматические ошибки и может быть нарушено произношение свистящих, шипящих звуков и [р, р' , л, л'].

Специалисты называют период с 1 года до 3 лет сенситивным периодом развития речи, поэтому если вы заметили в этом возрасте отставание в речевом развитии вашего малыша (например, он не хочет говорить; говорит плохо и мало; активно использует жесты) лучше обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду, психологу, выявить причину неблагополучия и вовремя оказать помощь ребёнку.

 

Используемая литература:

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.

Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со...

Картотека дыхательной гимнастики

Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы-юные финансисты»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Мы - юные финансисты» Программное содержание: Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о...

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...