Игры на развитие пространственной деятельности, используемые для дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Развитие речевых процессов дошкольников довольно подробно описано в разнообразной логопедической и психологической литературе. Однако развитие пространственных представлений изложено недостаточно подробно.          Следует отметить тот факт, что именно пространственные представления наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями. Кроме того, умение оперировать пространственными образами – это то важнейшее и фундаментальное умение, которое объединяет разные виды как учебной, так и трудовой деятельности.  Оно является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания. Нельзя не согласиться с тем, что для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если пространственные представления у дошкольника недостаточно сформированы, то у него могут возникнуть трудности при овладении чтением и письмом.

Вашему вниманию представлены некоторые игры по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников.

 

К своим флажкам

Дидактическая цель: развивать пространственную ориентировку, координацию движений.

Оборудование: флажки разных цветов.

Ход игры.

Группа делиться на две команды, каждая команда образует круг. В центре круга на стуле флажок. Играющие запоминают, какого цвета флажок их команды. По знаку педагога  дети  разбегаются  по залу, приседают и закрывают глаза руками. Педагог меняет флажки и командует: «К своим флажкам!»  Играющие открывают глаза, бегут к  своим флажкам и строятся вокруг них.

 

Осторожные зайчики.

Дидактическая цель: Развивать умение ориентироваться  в схеме тела, в окружающем пространстве.

Оборудование: ободки с заячьими ушками.

Ход игры.

Педагог предлагает детям превратиться в зайчиков. Осторожные «зайчики» сидят на опушке леса и прислушиваются. По команде взрослого они поворачивают голову вправо и оглядываются, не крадётся ли сзади лиса. Затем поворачивают голову влево и оглядываются, не спрятался ли сзади за кустом серый волк.

 

Солнечный зайчик

Дидактическая цель: Учить употреблять предлог «на».

Оборудование: зеркало.

Ход игры. Педагог пускает солнечного зайчика по залу(группе) и читает стихотворение:

Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,

Поплясал на потолке, притаился на окне.

Вот он спрятался в кроватке – с нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять -  мы идём тебя искать!

 

Где карандаш?

Дидактическая цель:  учить дифференцировать в речи предлоги «в», «на».

Оборудование: карандаш, либо любой предмет (ручка, ластик, тетрадь, книга, любимая игрушка).

Ход игры. Педагог говорит детям: «Я буду прятать карандаш, а вы должны его отыскать, сказав только одно слово- «в» или «на».  Взрослый убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и отвечают: «В». Далее педагог кладёт карандаш на стол, дети отвечают: «НА».

Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов «среди, вне, посреди»

Пример: Среди детей стояла воспитательница. В коробке среди квадратов нашли треугольник. Дети сделали круг посреди комнаты.  

На расположение чего-либо в центре указывают предлоги «между, вокруг».  

Пример: Зина встала между Сережей и Ниной. Стулья поставили вокруг стола. Подарки детям положили вокруг елки.

 

Список используемой литературы:

  1. Моргачева  И. Н. Ребенок в пространстве. СПб.,  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. Интерне-рессурсы: http://www.i-gnom.ru


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…

Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...

Читайте также

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»

Краткосрочный педагогический проект «Что мы знаем о лете»