Игры на развитие пространственной деятельности, используемые для дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие речевых процессов дошкольников довольно подробно описано в разнообразной логопедической и психологической литературе. Однако развитие пространственных представлений изложено недостаточно подробно. Следует отметить тот факт, что именно пространственные представления наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями. Кроме того, умение оперировать пространственными образами – это то важнейшее и фундаментальное умение, которое объединяет разные виды как учебной, так и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания. Нельзя не согласиться с тем, что для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если пространственные представления у дошкольника недостаточно сформированы, то у него могут возникнуть трудности при овладении чтением и письмом.
Вашему вниманию представлены некоторые игры по формированию и развитию пространственных представлений у дошкольников.
К своим флажкам
Дидактическая цель: развивать пространственную ориентировку, координацию движений.
Оборудование: флажки разных цветов.
Ход игры.
Группа делиться на две команды, каждая команда образует круг. В центре круга на стуле флажок. Играющие запоминают, какого цвета флажок их команды. По знаку педагога дети разбегаются по залу, приседают и закрывают глаза руками. Педагог меняет флажки и командует: «К своим флажкам!» Играющие открывают глаза, бегут к своим флажкам и строятся вокруг них.
Осторожные зайчики.
Дидактическая цель: Развивать умение ориентироваться в схеме тела, в окружающем пространстве.
Оборудование: ободки с заячьими ушками.
Ход игры.
Педагог предлагает детям превратиться в зайчиков. Осторожные «зайчики» сидят на опушке леса и прислушиваются. По команде взрослого они поворачивают голову вправо и оглядываются, не крадётся ли сзади лиса. Затем поворачивают голову влево и оглядываются, не спрятался ли сзади за кустом серый волк.
Солнечный зайчик
Дидактическая цель: Учить употреблять предлог «на».
Оборудование: зеркало.
Ход игры. Педагог пускает солнечного зайчика по залу(группе) и читает стихотворение:
Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился на окне.
Вот он спрятался в кроватке – с нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять - мы идём тебя искать!
Где карандаш?
Дидактическая цель: учить дифференцировать в речи предлоги «в», «на».
Оборудование: карандаш, либо любой предмет (ручка, ластик, тетрадь, книга, любимая игрушка).
Ход игры. Педагог говорит детям: «Я буду прятать карандаш, а вы должны его отыскать, сказав только одно слово- «в» или «на». Взрослый убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и отвечают: «В». Далее педагог кладёт карандаш на стол, дети отвечают: «НА».
Местонахождение человека, предмета в окружении других предметов или лиц указывается с помощью предлогов «среди, вне, посреди»
Пример: Среди детей стояла воспитательница. В коробке среди квадратов нашли треугольник. Дети сделали круг посреди комнаты.
На расположение чего-либо в центре указывают предлоги «между, вокруг».
Пример: Зина встала между Сережей и Ниной. Стулья поставили вокруг стола. Подарки детям положили вокруг елки.
Список используемой литературы:
- Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Интерне-рессурсы: http://www.i-gnom.ru
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...
Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного…
Мастер-класс «Единство Арт-технологии и научно-технического образования в развитии детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...