Подборка пальчиковых игр, используемых в непосредственно-образовательной деятельности по экологии

Пальчиковые игры, используемые в непосредственно-образовательной деятельности по экологии

 

Бабочка

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Плавные движения кистей и ладоней рук; пальцы раздвинуты.)

Божьи коровки

Божьей коровки папа идет

(всеми пальцами правой руки «прыгать по столу»),

Следом за папой мама идет (то же левой рукой),

За мамой следом детишки идут,

А вслед за ними малышки бредут

(то же обеими руками вместе).

Красные юбочки носят они

(поджать ладони, пальцы прижать друг к другу),

Юбочки с точками черненькими

(постучать указательными пальцами по столу).

Они на солнышко похожи,

Встречают дружно новый день

(руки поднять вверх и скрестить их, разводя пальцы врозь).

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень

(спрятать пальчики обеих рук в кулачки).

Волк и зайчик

Волк – серьезный, грозный зверь.

С недовольной, злою миной,

Зайцу уши натрепал

И еще пообещал:

- То ли будет впереди, Ну, заяц, погоди!

(Дети изображают пальцами руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху, мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем.)

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Прыгнул вниз и прыгнул вверх

Зайчик скачет выше всех !

(Пальцы изображают зайца: указательный и средний пальцы подняты вверх, согнутый большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.)

Вороны

Птицы-вороны летели, летели

(дети машут руками)

И присели, посидели

(кладут руки на голову).

Да и снова полетели

(вновь машут руками),

На тропинку тихо сели

(кладут руки на стол).

Грибы

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Дети по очереди загибают пальчики, большой пальчик остается не зажатым в кулачок.)

Дожди

Сколько знаю я дождей? –

Сосчитайте поскорей

(дети встряхивают кистями рук).

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем, дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом

(по очереди загибают пальчики).

Дождик

Капля раз.

Капля два.

Каплет медленно сперва.

Капли стали поспевать,

Капля каплю догонять

(дети соединяют пальчики, начиная с мизинчиков).

Зонтик над собой раскроем,

От дождя себя укроем

(раскрывают ладошки над головой).

Дождь, лей!

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождик, лей!

(Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз.)

Дождинки пляшут как живые:

- Пей, рожь, пей!

(Свободно стряхивают кистями рук.)

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх.)

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

( Снова поворачивают руки ладонями вниз.)

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит,

Он усами шевелит.

(Пальчики в кулачок; указательный и мизинец разведены в сторону, ребенок шевелит ими.)

Кап-кап-кап

Кап-кап-кап – звенит капель

(дети стучат пальчиком правой руки по раскрытой левой ладони).

Приближается апрель

(стучат пальчиком левой руки по правой ладони).

Коза и козленок

Идет коза рогатая.

Идет коза бодатая

(указательный палец и мизинец изображают рога).

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит

(пальцы соединены в щепотку, опущены вниз, покачиваются).

Колючий – не колючий

По команде «Колючий!» (или «Ежик!») дети расставляют пальцы в стороны, по команде «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок!») пальцы сжимают в кулак.

Кошка

А у кошки Мурки

Ушки на макушке,

Чтобы могла слышать

Мышь она в норушке.

(Средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх и шевелить ими по ходу рассказывания потешки.)

Кормушка

Сколько птиц в кормушке нашей?

Мы сейчас вам всем расскажем.    

Две синицы, воробей,       

Шесть щеглов и голубей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Дятел в пестрых крылышках

(пальчиком по ладошке отбивают ритм).

Всем хватило зернышек

(сложив пальцы щепоткой, изображают кормление птиц).

Лес

Дом со всех сторон открыт

(ладони и пальцы прижаты друг к другу, дети раздвигают пальцы),

Он резною крышей крыт

(руки поднимают вверх, ладошки размыкают; кончики пальцев остаются прижатыми).

Летом-то зеленый дом

(ладони с разомкнутыми пальцами поворачивают от себя),

А зимой бело кругом

(плавно опускают руки на стол).

Лес

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дети по очереди смыкают большой палец с остальными на правой руке.)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

(Поднимают руки вверх, разомкнув пальцы.)

Наташу орешками,

Федю – сыроежками,

Оленьку – малиной,

Хулигана – хворостиной.

(По очереди смыкают большой палец с остальными на левой руке.)

Листья клена

Закружила осень

Рыжие метели

(дети вращают кистями рук),

Золотые листья

С кленов полетели

(плавно опускают руки на стол).

Лошадки

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за столом, руки на столе ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

Полет птиц

Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим; взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев. Все птицы летают по- разному: колибри – пальцы крылья двигаются быстро-быстро, почти трепещут; синица – взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка – плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях; орел – резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.

Птички

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель.

(Загибают по одному пальчику.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными крест на крест ладонями.)

Птички, птички по домам!

(Машут руками, как крыльями.)

Пчела

Домовитая хозяйка

Все летала над лужайкой,

Хлопотала над цветком –

Он поделится медком.

(Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным.)

Пчелы

Пчелы любят сладкое,

К сладкому летят,

И укусят пчелы,

Если захотят.

(Выставить средний палец обеих рук, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.)

Растения.

Много всяких растений повсюду:

Возле речки,

На пруду, на поляне и в саду.

Утром весенним раскрывают они лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

(Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца – прорастает растение. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.)

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Дети складывают ладони лодочкой, двигают ими в разных направлениях.)

Солнышко

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

(Дети хлопают ладонями.)

Гори, гори ясно,

Чтоб не погасло.

(Сгибают и разгибают ладони.)

Побежал в саду ручей,

(Показывают волну.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Опускают руки вниз.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Солнышко и дождик

Солнышко на небе

Весело сияет,

Деток согревает.

(Дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)

Дождик понемножку

Намочил дорожки.

Кап-кап, кап-кап,

Намочил дорожки.

(Легко потряхивают кистями рук.)

Дождик, ты не пугай.

(Грозят пальчиком.)

Ты нас дождик догоняй!

(Бегут врассыпную.)

Тучки, прочь!

Мы наши пальчики сцепили

(дети сцепляют пальцы в замок)

И вытянули ручки

(вытягивают руки вперед).

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

(качают руками вверх-вниз).

Цветы

Наши нежные цветы

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

(Плавное распускание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол.)

Цветы

Наши красные цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони – бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распускается, смотрит на солнце, лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

 

Литература:

  1. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Кастрыкина В. Н., Попова Г. П. Организация деятельности на прогулке: вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Машкова С. В. (и др.). Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2013
  5. Никитина Т. В. (и др.). Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.
  6. Подгорных О. М. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2015.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...

Проект «Волшебные краски»

Проект «Волшебные краски»

Сценарий квест игры «Ищем праздничную открытку для мамы»

Сценарий квест игры «Ищем праздничную открытку для мамы» Цель: сплочение коллектива, формирование семейных ценностей, любовь и уважение к матери. Задачи:  1. Создать праздничную атмосферу. 2...

Читайте также

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...