Серия развивающих игр для педагогов по речевому развитию детей от трех до семи лет

Для детей трех лет.

 

«Повторяй за мной»

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора – ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей – лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад – пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик, не скучай – чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.

В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.

 

«Веселый теленок»

В гости к малышу пришел теленок. Он спрашивает у ребенка, знает ли тот, как его (теленка) маму и папу, где он живет, что кушает, как разговаривает. Предлагает поиграть: теленок имитирует голоса различных животных, а малыш угадывает, кто это, рассказывает, где живет изображаемое животное. После игры бычок предлагает разучить народную белорусскую потешку:

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копытца топотливые.

 

Ты иди, не топчи,

Не бодайся, не мычи:

Спят еще ребятки,

Утром спится сладко!

 

«Что я расскажу»

Перескажите своими словами уже знакомое ребенку поэтическое произведение. Поинтересуйтесь, знает ли он героя, о котором вы рассказываете, где вы о нем читали? Чем отличается ваш рассказ от прочитанного? (нет рифмы). Предложить малышу пересказать своими словами известное ему короткое стихотворение.

 

«Кто кем становится»

Рассмотрите картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка назвать каждого из увиденных. Обратите внимание малыша на то, что названия детенышей и их родителей часто звучат по-разному. Например, собака-щенок, корова-теленок и т.п.

Прочтите стихотворение А.Шибаева:

 

Кто кем становится

Жил был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая…(собака).

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал…(конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был…(теленком).

Толстый увалень баран –

толстеньким…(ягненком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным…(цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают… утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Вспомните названия других животных и их детенышей.

 

«Подумай и назови»

Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата капает, значит, мы назовем ее – копалкой. Лейка - поливалка. Ноги – ходилки и т.п.»

 

«Подбери слово»

Подберите несколько схожих по звучанию слов: роса-коса, ложка-кошка, чашка-кашка и т.п. Предложить ребенку поиграть: вы называете слова, а ребенок находит другое, похожее.

 

«На и под»

Расскажите ребенку историю - «путаницу» и попросите исправить неточности:

«На дереве выросли грибы, а под деревом – ветки. Ежик залез на дерево и стал срывать грибы, чтобы засушить их на зиму. А птичка вспорхнула под дерево и набрала веток, чтобы свить себе гнездо». Предложите подумать и назвать то, что бывает под деревом и то, что может быть на дереве.

 

«Кто что умеет»

Показываете ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет – лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

 

«Какой? Какая?»

В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него – игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом смотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.

 

«Один – много»

Предложить ребенку поиграть в мяч: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе. Ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например:

- Яблоко.

- Яблоки.

- Город.

- Города.

- Буква.

- Буквы.

Усложняя игру, называете предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

- У меня нет яблока.

- У меня нет яблок.

- Я вижу дом.

- А я вижу дома.

 

«Мы поедем, мы помчимся»

Создать игровую ситуацию: у зайки и мишки есть машина и лошадка. Оба хотят покататься, но не могут решить, кто, на чем поедет. Идет бурный спор. В конце концов, спорщики договариваются: «Ладно, мишка, поезжай на машине». «А ты, зайка, скачи на лошадке». Фиксировать внимание ребенка на употреблении глаголов в верной форме: поезжай, скачи. Если ребенок допускает традиционные ошибки (ехай, скакай), мягко корректируйте его.

 

«Расскажи мне»

Предложите ребенку представить, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть ребенок станет вашим гидом и ответит на все вопросы. Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждать ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется? И т.п.». развивать пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

 

«Веселое купание»

Заниматься развитием речи можно и в ванной комнате: намыливая малыша, читать ему забавные стишки, потешки:

 

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

 

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Все помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.

 

Для детей четырех лет.

 

«Выбери самое нужное»

Вы перечисляете разные слова, связанные с каким-либо объектом, а ребенок должен выбрать несколько самых важных слов, обозначающих то, без чего объект не может обойтись. Например, лес: деревья, лесник, муравейник, волк, медведь, трава, дуб, птицы. Учить ребенка рассуждать: «Может ли быть лес без деревьев? Нет. Значит «деревья» - первое главное слово. В каждом ли лесу есть лесник? Нет, значит лес может быть без лесника. А бывает ли так, что в лесу не растет трава? нет, значит «трава – второе главное слово и т.п.».

Таким образом, можно рассматривать различные категории:

 

Река: вода, берег, рыба, песок, камни, лодка.

Огород: овощи, лейка, огурцы, земля, грядки, пугало.

Автобус: колеса, пассажиры, кондуктор, руль, мотор и т.п.

В игре ребенок учится отличать главное от несущественного, развивает логическое мышление.

 

«Мамы и дети»

Прочитать ребенку стихотворение:

У собаки есть сынок –

Это маленький щенок,

И у кошки есть ребенок –

Это беленький котенок.

А у курицы – наседки,

Есть цыплята – тоже детки.

У лошадки есть ребенок –

Длинноногий жеребенок.

А в лису живет волчица

И волчатами гордится.

А у птички тоже детки –

Птенчики сидят на ветке.

После прочтения попросить ребенка вспомнить и назвать других взрослых животных и их детенышей, например, белка-бельчонок, корова-теленок, медведица-медвежонок и т.п.

 

«Учимся рифмовать»

Перечислить несколько слов, в их число должны входить рифмующие слова, например: «дом, лес, сачок, жучок, диван, конь, огонь и т.п. Поинтересоваться у ребенка, не услышал ли он слов, похожих друг на друга? Объяснить, что такие слова называются рифмами. Предложить поиграть в игру: ребенок говорит слово, а вы придумываете рифму, затем поменяться ролями. Пример:

Ночь – день, солнце – оконце, улица – курица и т.п.

Попробовать вместе придумать рифмованные строчки: вы придумываете начало, делая паузу перед последним словом.

Маленький мальчик скачет, как … (зайчик).

Как у нашей елки – зеленые …(иголки).

Маленькая мышка не читает … (книжки) и т.п.

 

«Из чего состоит предмет»

Подготовить картинки с цветными изображениями одиночных предметов. Показывая по одному рисунку, просите ребенка перечислить все составляющие изображенного предмета, например: «Это дом. У него есть крыша, труба, окна, дверь, крыльцо. Это стул. У него есть спинка, сиденье, четыре ножки и т.п.» чтобы заинтересовать ребенка, придумайте сюжет игры, например, зайка, пришел к нам в гости из леса, он не знает, из чего состоят многие предметы, расскажи ему, пожалуйста. Усложняя задание, показывайте малышу изображения людей, предлагая описывать детали одежды, цвет глаз, длину волос.

 

«Все, что вокруг»

Игра проводится в форме соревнования: участники поочередно называют по одному предмету из тех, что находятся вокруг них. За каждый ответ дается фишка. При повторе слова ход передается другому участнику. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

         Игра развивает наблюдательность, память, речевые навыки.

 

«Мешок с подарками»

В мешок из непрозрачного материала положить несколько разных игрушек. предложить ребенку устроить Новый год для кукол (мягких игрушек). Выбрать Деда Мороза, рассмотреть подарки, сложенные в мешок. Рассматривая, давать краткую характеристику каждому предмету: «Посмотри, здесь есть карандаш, он – красный, тонкий, деревянный. А вот – синий круглый мяч. Да тут еще и маленький желтый и пушистый цыпленок и т.п.». Сложить подарки в мешок. Обыграть новогодний утренник, попросить ребенка от имени какой-нибудь игрушки рассказать стихотворение, спеть песенку, затем приступить к раздаче подарков. Прежде чем вручить подарок, перечислить его признаки: «Кукле Маше мы подарим круглый синий…» - ребенок должен угадать, о чем идет речь. «Зайке Дед Мороз приготовил тонкий красный…» и т. д.

 

«Найди противоположности»

Взрослый называет имя существительное, а ребенок подбирает слово, противоположное по значению (лето-зима, холод-жара, пол-потолок). После того, как ребенок освоит это упражнение, ищем противоположности, называя имена прилагательные, глаголы: красивый-уродливый, белый-черный, теплый-холодный,

поднять-опустить, встать-лечь и т. п. Чтобы ребенок не заскучал, предложить поиграть с капризной куклой. Мама ей говорит: «Уже ночь, пора спать», - а капризная кукла в ответ: «Сейчас день!». Мама: «Я дверь открою», - «А я закрою!».

        

«Небывальщина»

Прочитайте ребенку стихотворные «небывальщины». Попросить рассказать о том, что неправильно описал автор. Как бывает на самом деле.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,     

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей,

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

Н. Станкевич

 

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский

 

Русская народная небывальщина:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.     

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

 

Для детей пяти-шести лет

 

«Я речка, а ты рыбка»

Один из игроков отождествляет себя с каким- либо предметом или явлением, задача другого участника игры- продолжить ассоциативный ряд. Например: «Я- дом». «А я - дверь». «Я замок», «А я – ключ и т. п.». Проигрывает тот, кто не может продолжить ряд.

Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.

 

«Я целое, а ты часть»

Взрослый называет предмет, а ребенок -  одно из его составляющих. Например: «Я – солнце», - «А я – лучик». «Я – дождь», - «А я – капля» и т. д. В дальнейшем можно немного изменить игру, взрослый говорит: «Я- колесо», - ребенок должен назвать предмет, частью которого является колесо: «А я – велосипед». «Я – пальчик», - «А я – рука» и т. п.

 

«Где спрятался звук»

Нужно разложить перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Рассказать, что на одном из рисунков спрятался звук, который нужно найти. Предложить ребенку показать картинку, где спрятался, например, звук А (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выяснить, в какой его части спрятался звук – начало, середина, конец. Попросить ребенка придумать такое слово, где звук А прячется в середине и т. п.

 

«Ну, пожалуйста!»

Устройте соревнование: кто быстрее доберется до выбранного объекта (дерево – на улице, противоположная стена – дома). Ограничивающим передвижение условием является то, что каждый шаг можно делать только после того, как сказано вежливое слово, словосочетание или предложение: пожалуйста, на здоровье, будьте добры и т. п.

 

«День рождения куклы»

У куклы Юли - День рождения, она пригласила много гостей. Все знают, что на День рождения надо идти с подарками. Приглашенные выбирают подарки для куклы и отправляются в гости. Каждый гость, вручая подарок, подробно рассказывает, для чего предназначен этот предмет, что с ним можно делать, почему выбран именно этот подарок. Взрослый помогает ребенку составить подробный рассказ о подарке его героя, следит за правильностью речи ребенка, побуждает его употреблять различные эпитеты, сравнения. «Юля, поздравляю тебя с Днем Рождения! Я дарю тебе зеленый фломастер, ты же любишь рисовать. Посмотри, какой яркий цвет, этим фломастером можно нарисовать листья на дереве, траву на поляне, кузнечика и многое другое». От имени куклы поблагодарите всех друзей за подарки и пригласите на чаепитие.

 

«Превращение слов»

«Пришел как – то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков поменьше. Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были буквы?». Рассказать ребенку эту сказку и вместе с ним додуматься: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс – ик. Дом – домик. Попробуйте «уменьшать» другие предметы. Предложить ребенку с помощью букв увеличить что- либо: дом – домище, хвост – хвостище и т. п.

 

«Ассоциация»

Назовите любое слово и предложите ребенку придумать другие слова, ассоциирующиеся с первым по тому или иному признаку, например: лягушка

- болото (место обитания);

- мошки (способ питания);

- квакушка (издаваемые звуки);

- кузнечик (цвет, способ передвижения, детская песенка);

- подушка (рифмование);

 

«Подбери рифму»

Прочитать ребенку стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог», делая паузы перед тем, как произнести последнее слово и побуждая ребенка подобрать его самостоятельно.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…(позвал).

Купил муку. Купил творог,

Испек рассыпчатый…(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости…(не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(проглотил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек…(не нашли).

В игру можно включать простые двустишия или четверостишия собственного сочинения.

 

«Назови мои действия»

Предложить ребенку понаблюдать за действиями взрослого, а затем перечислить их по памяти, например: «Ты включила свет, села в кресло и взяла журнал». «Папа взял отвертку, нашел колесо и починил мою машинку».

 

«Услышь неверное слово»

Взрослый произносит несколько раз какое-либо слово, неожиданно для ребенка, вставляет другое слово, похожее на первое. Задача ребенка – услышать и назвать вставленное слово. Например:

- роса, роса, роса, роса, коса, роса, роза, роса, роса.

Рассмотреть слова, отличающиеся от выбранного. Попросить ребенка объяснить, в чем состоит отличие, подчеркнуть буквы, меняющие слово. Предложить ребенку самому придумать ряд таких слов.

 

«Раздели на слоги»

Взрослый произносит слово, а ребенок, хлопая в ладоши, делит его на части. Необходимо следить, чтобы количество хлопков соответствовало числу слогов в слове. Если ребенок ошибается, нужно произносить слова ритмично, выделяя каждый слог. Начинать надо с двусложных слов, далее с большим количеством частей.

 

«Если…, то…»

Учим ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Предлагаем продолжить высказывания.

Следствие:

Если в воду добавить сахар, то…

Если в комнату принести снег, то…

Если съесть много мороженого, то… и т. п.

Причина:

Девочка идет в школу, потому что…

Мальчик заболел ангиной, потому что…

Дождь пошел, потому что… и т. п.

 

«Чем было? Чем станет?»

Поочередно задавайте друг другу вопросы, ответы на которые должны пояснять, чем был предмет в прошлом:

Кем был цыпленок? – Яйцом.

Чем была тетрадь? – Деревом.

Кем была корова? – Теленком.

Второй вариант игры – что чем станет?

Чем станет снег? – Водой.

Кем станет поросенок? – Свиньей.

Кем станет мальчик? – Юношей, мужчиной.

 

«Что? Кто?»

Вначале нужно обсудить с ребенком тему «Одушевленное – неодушевленное». Рассказать ему, что все живые предметы определяются вопросом «Кто?», а неживые – «Что?». Предложить поиграть в игру: взрослый задает вопросы, а ребенок, подумав, на них отвечает.

Кто плавает? Что плавает?

Кто вырос? Что выросло?

Кто большой? Что большое?

Кто рисует? Что рисуют? И т. п.

 

«Найди общее»

Предложить ребенку найти общее между двумя не связанными между собой предметами, например, стул и велосипед: и то и другое сделано человеком, оба имеют сиденье, на них можно сесть верхом, оба состоят из нескольких скрепленных между собой деталей и т. д. Игру можно проводить в форме соревнования: поочередно перечислять общие признаки предметов, за каждое верное высказывание выдается фишка. В конце игры фишки подсчитываются. Обладатель большего их количества становится победителем.      

 

Для детей шести-семи лет

 

«Составь предложение»

Предложить ребенку составить предложение из данных вами слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например, «берег, дом, белый» - «На берегу реки стоит дом с белой крышей от снега» и т.п. пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

 

«Один - много»

Бросая ребенку мяч, называть любой предмет в единственном числе. Ребенок возвращает мяч, называя форму множественного числа, например, дерево – деревья, сапог – сапоги и т.п.

 

«Отгадай по описанию»

Предложить ребенку отгадать предмет, который вы загадали по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли – мяч. Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый – арбуз и т.п. Попросить ребенка загадать и описать свой предмет.

 

«Отгадай по действию»

Как и в предыдущей игре, вы загадываете что – либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус). «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т.п. Поменяйтесь ролями – ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

 

«Противоположности»

Предложить ребенку поочередно придумывать пары слов – противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары – имена существительные, затем – прилагательные, глаголы и наречия (огонь – вода, умный – глупый, закрыть – открыть, высоко – низко).

 

«Хорошо и плохо»

Предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед – это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала – это плохо. Или «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину – это хорошо, но для этого он всех обманывал – это плохо.

 

«Противоречия»

Предложить ребенку найти признаки донного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга – темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг – горячий и холодный и т.п. Прочитать стихотворение:

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко, а мышонок –

Высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок – тем, что

Очень велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое, зачем оно?

Что вы?

Шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

Г.Сапгир

 

Обсудить его. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.

 

«Вершки и корешки»

Вспомнить русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложить ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, ребенок – овощи с надземными плодами. Например:

- Картофель.

- Огурец.

- Репа.

- Помидор.

- Свекла.

- Капуста и т.д.

 

«Найди два слова»

Предложить ребенку найти два слова, прячущихся в одном: листопад (листья, падать), самолет (сам, летать), вертолет (вертеть, лететь), огнемет (огонь, метать) и т.п.

 

«Подбери словечко»

Рассказать ребенку короткую историю о мальчике-грибнике, набравшем полное лукошко лисичек. «Как ты думаешь, в корзине у мальчика сидели лисята?». Поговорить с детьми об одинаковых словах, обозначающих разные предметы или явления. Предложить вспомнить и назвать такие слова, например: ключ (от замка, ручей), земля (планета, почва).

 

«Сочини сказку»

Предложить детям сочинить историю о приключениях одной из своих игрушек. например, что случилось с игрушкой после того, как дети забыли ее в песочнице. Если задание вызывает затруднение, необходимо помочь ребенку, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия. Усложняя задание, попросить придумать и рассказать историю любого предмета из окружения детей, например, чайника, дивана и т.п.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи»

Проект во второй младшей группе «Неделя семьи» Возрастная группа: вторая мл.гр. Вид проекта: познавательный; игровой. Актуальность: Семья - это первый социальный институт, с...

Читайте также

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве…

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве семян и выращивание рассады» в старшей группе Цель: уточнить представление о том...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

Сценарий осеннего утренника в детском саду для средней группы –…

Сценарий осеннего утренника в детском саду для средней группы – «Здравствуй осень золотая» Цель: Закрепить знания детей об осени. Задачи: доставить радостное...