Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста
«Семья на даче»
в старшей группе

1.Задачи:

1. формирование уважительных и доброжелательных отношений в семье;

2. формирование и развитие игровой деятельности:

* умение развивать сюжет, переходить от одного к другому;

* определение поведения в спорных и конфликтных ситуациях;

3. расширение представлений об окружающем мире:

* познакомить с видами деятельности на даче;

* закрепить знания о последовательности выращивания плодово-ягодных культур;

* закрепить знания о столярных инструментах, их назначении;

* закрепить знания о правилах сервировки стола;

4. развитие творчества (собственноручное изготовление атрибутов, использование предметов-заменителей, импровизация в игровых действиях).

 

2. Подготовка к игре:

 

Дата

Подготовка

атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

июнь 2014

1. Изготовление атрибутов для основного сюжета:

*овощи-фрукты

*садово-огородный инвентарь (лопаты, грабли);

2. Изготовление и подготовка имеющихся игрушек (вёдра, лейки, посуда, столярные инструменты, коляска, кукла, атрибуты для ухода за малышом-куклой (соска, бутылочка, пелёнки, одеяльце), кубики - для обозначения грядок, губка, полотенца);

4. Сооружение семейного микроавтобуса;

3. Сооружение построек по зонам игрового пространства.

1. Беседа с группой на темы «Моя дача», «Дачный труд», «Что в огороде растёт»;

2. Чтение (заучивание) стихотворения «На дачу» (Дорониной А.О.);

3. Рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда;

4. Рассматривание реальных овощей и фруктов, которые выращены в самарском климате.

 

1. Показ новых для детей игровых действий:

* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)

*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)

3. Обучение переходу от основного сюжета к сопутствующим (переносу игровых действий с одних игрушек на другие - из зоны в зону).

4. Закрепление знаний по правилам размещения и поведения в автомобиле (за рулём - взрослый, дети на переднем сидении не сидят, перед отправлением в путь - всем необходимо пристегнуться).

 

 

3. Перспективный план подготовки к игре « На даче»

 

Основной сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Работа в огороде

 

*Папа

*Мама

*Бабушка

*Дедушка

*Старший сын

*Дочь

 

*Овощи-фрукты

* Садовый инвентарь (лопаты, грабли, вёдра, лейки)

* Кубики для обозначения грядок

 

*Копаем

*Сажаем

*Поливаем

*Полем

*Собираем урожай

*Ну-ка дружно!

*Подайте, пожалуйста

*Нужна помощь

*Какие молодцы!

Сопутствующие сюжеты

 

 

 

 

* Автомобиль

(микроавтобус)

*Папа

*Мама

*Бабушка

*Дедушка

*Старший сын

*Дочь

* Построенный автомобиль-микроавтобус

 

*Укладываем в автомобиль то, что везём с собой (багаж)

*Рассаживаемся

по местам, пристёгиваемся

*Беседуем в пути (или поём)

*Все сели?

*Пристёгиваемся!

*Поехали!

* Столярная мастерская

 

*Дедушка

*Старший сын

*Папа

 

* Столярные инструменты

 

*Пилим

* Забиваем гвозди

*Работаем рубанком

*Мастерим

*Смотри, сынок!

*Ну-ка подсоби!

* Летняя кухня

 

*Мама

*Бабушка

*Дочь

(*остальные)

* Посуда

* Продукты

* Губка

*Полотенце

 

*Варим обед

*Кипятим чайник

*Накрываем на стол

*Обедаем

*Моем и вытираем посуду

*Включи плиту

*Помой овощи

*Почисти картошку

*Поставь чайник

* Помоги, пожалуйста!

* Пора обедать!

*Все к столу!

*Приятного аппетита!

*Спасибо

*Кто помоет посуду?

* «Дочки-матери»

 

*Мама

(*Бабушка)

(*Дочь)

* Кукла-малыш, коляска, сопутствующие атрибуты для ухода за малышом (пелёнки, одеяльце, соска, бутылочка)

*Пеленаем куклу

*Кормим её

*Укладываем спать

*Ты мой хороший!

* Ротик открываем

*Баю-бай

 

4. Ход игры

1. Воспитатель вводит в игровую ситуацию.

А. Чтение стихотворения «На дачу!» (авт. Доронина Анна Олеговна):

Мы поехали на дачу-

Вместе собралась семья!

Только братик громко плачет –

Так как младше он меня.

 

Папа за рулём машины,

Мама соску достаёт,

Бабушка из сумки-сетки

Дедушке очки даёт.

 

Мы поехали на дачу.

Светит солнышко с утра!

Взяли и кота в придачу –

Не оставить же кота…

 

Вот мы едем-едем-едем,

Песню радио поёт.

Рады взрослые и дети -

Все мы любим огород!

 

Б. После прочтения стихотворения детям предлагается побеседовать на тему «Моя дача» для раскрытия реальных представлений о том, что это такое и какие виды деятельности подразумевает. Безусловно, основной, как правило, является работа в огороде – посадка и выращивание плодово-ягодных культур, после чего беседа начинает раскрывать тему «Что в огороде растёт» с рассматриванием реальных овощей и фруктов, которые выращены в самарском климате.

В. Мастерим овощи и фрукты, которые станут незаменимыми атрибутами игры.

Г. Детям предлагается разделиться на 2 подгруппы по месторасположению (кто где сидит) во время беседы. Воспитатель задаёт воображаемую ситуацию «мы собрались ехать на дачу». Первой подгруппе предлагается обсудить и дать ответ на вопрос:

* «Чем займёмся на даче помимо работы в огороде?»

В ходе обсуждения и предложений уточняются действия, которые знакомы не всем ребятам (скажем, столярная мастерская). В этом случае воспитателем осуществляется показ новых для детей игровых действий:

* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)

*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)

Здесь же предлагается рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда.

Исходя из этого, помимо основного сюжета «работа в огороде» выявляются сопутствующие сюжеты, которые непременно будут включены в игру. Это: «автомобиль», «летняя кухня», «столярная мастерская», «дочки-матери».

После определения основного и сопутствующих сюжетов второй подгруппе предлагается обсуждение и ответ на вопрос:

* «Что мы с собой возьмём?»

Здесь выявляются практически все атрибуты, которые будут включены в игру, за исключением тех, что будут атрибутами зоны (например, кубики для определения грядок) – это: садово-огородный инвентарь, посуда, продукты для приготовления обеда, столярные инструменты, коляска, кукла, атрибуты для ухода за малышом-куклой. Назовём это всё багажом.

 

2. Распределение ролей. Ввиду возраста – дети самостоятельно выбирают роли. Воспитатель наблюдает и подсказывает. В случае возникновения конфликтной ситуации – предлагается разделиться на подгруппы из 6 человек исходя из принципа «Кто с кем дружит» или по «Считалочке» и проиграть сюжет несколько раз в разных составах. Обязательно сообщить всем желающим, что играть можно неограниченное количество раз и проявить себя в любой роли.

 

3. Оформление игрового пространства:

* определение места игры (группа или уличный участок);

* зонирование выбранной территории (автомобиль (гараж), огород, летняя кухня, столярная мастерская);

* наполнение каждой зоны соответствующими атрибутами.

 

4. Игровые действия:

*. Участники усаживаются в автомобиль. Укладывают багаж. Пристёгиваются. «Взрослые» помогают «детям». За руль садится папа.

Идёт произвольная беседа или звучит дружная песня;

*. Приехали. «Взрослые» помогают «детям» выйти из автомобиля, выносят багаж.

*. Достаём садовый инвентарь, перемещаемся в огород. Лопатой копаем огород, засеиваем его. Поливаем уже имеющиеся насаждения с помощью лейки. Пропалываем грядки. Собираем созревший урожай. Всё происходит с элементами обучения и поддержки «взрослыми» «детей».

*. В огороде остаются участники-мальчики, участницы-девочки перемещаются в зону летней кухни.

*. На летней кухне готовится обед. Моем, чистим овощи, готовим обед из имеющихся продуктов. Кипятим чайник. Накрываем на стол.

*. Участницы сюжета «летняя кухня» зовут обедать оставшихся в огороде. Обедаем. Моем и вытираем посуду.

*. Участники-мальчики отправляются в столярную мастерскую. Самостоятельно выбирают род деятельности с использованием столярных инструментов.

*. Тем временем участницы-девочки кормят, пеленают и укладывают спать малыша-куклу.

***. В случае возникновения конфликтных ситуаций в ходе игры, воспитатель включается в сюжет в роли председателя садово-дачного товарищества, что подразумевает его компетенцию в разрешении любого спора.

 

5. Окончание игры

* «Окончание выходного дня на даче»;

*Переход к другому виду деятельности:

** беседа-обсуждение

** тематическое рисование

* В случае игры на участке – завершение прогулки (режимный момент).

 

6. Оценка игры

В ходе игровых действий раскрытия сюжета воспитатель через наблюдение оценивает заинтересованность детей игрой по параметрам:

* активность внутри сюжета;

* желание перейти от сюжета к сюжету;

* желание остальных участвовать или организовать похожий сюжет параллельно.

После игры рекомендуется перейти к другим видам деятельности:

1. провести беседу на темы:

* «Что понравилось? Что не понравилось?»

* «Что можно добавить?»

2. Тематическое рисование: «Кем я хочу быть в игре «На даче»?»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного…

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни...

Читайте также

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в…

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...